Банкнота «ноль рублей» с дополненной реальностью
Ростовчане пытаются вывести на сувенирный рынок новый продукт. Ростовская компания «Русская купюра» начала выпуск сувенирных банкнот с дополненной реальностью. На купюре номиналом ноль рублей изображаются достопримечательности и знаковые события, а QR-код позволяет получить подробности и видео на сайте.
Подобных проектов в стране нет, утверждают основатели «Русской купюры». За полтора года компания выполнила 28 заказов тиражом от 300 до 1000 банкнот. Последней сделкой стал выпуск купюр для города Байконура.
Идею выпускать интерактивные купюры основатель проекта финансист Александр Сивожелезов привез из Италии. По его словам, в Европе такой сувенир достаточно распространен и пользуется популярностью. В России же аналогичных проектов нет.
— Прошлый год для нас был годом становления. В 2018 году мы вместе с моим компаньоном Сергеем Гречушкиным занимались юридической экспертизой нашего проекта. Нужно было понять, не нарушаем ли мы законодательные нормы. Как и в Европе, выбрали нулевой номинал, чтобы нашими купюрами невозможно было расплатиться и никого обмануть. Получили разъяснения от Минюста, Центробанка и прокуратуры, что если пишем «ноль рублей» и делаем приписку, что банкнота не является платежным средством, то мы ничего не нарушаем. Знак «ноль рублей» запатентовали. В 2019 году вошли в акселерационную программу Южного IT-парка и начали развивать проект.
Ставка делается на оригинальность и новизну. Интерактивная купюра способна составить конкуренцию приевшимся магнитикам, тарелкам, колокольчикам, блокнотам и другим популярным сувенирам, считает Александр Сивожелезов. На банкноте изображаются достопримечательности, знаковые события или корпоративная символика. С помощью QR-кода, размещенного на купюрах, турист попадает на сайт, наполнение которого зависит от заказчика. Каждая купюра обладает защитными элементами и уникальным номером, как у настоящих денег. Есть микротекст и рельефная печать.
Целевая аудитория проекта — сувенирные магазины, агентства по туризму, учреждения, организующие праздники и различные мероприятия, компании, заказывающие купюры в качестве корпоративного подарка.
Театрам, музеям, зоопаркам такие сувениры могут помочь привлечь дополнительные средства, считают основатели проекта. В рознице одна нулевая банкнота продается за 150-250 рублей. Выпуск одного экземпляра обходится заказчику в сумму около 100 рублей. Просканировав QR-код, посетитель может попасть на сайт музея или, например, посмотреть ролик о его экспонатах. Сувенир также может повысить узнаваемость туристических мест.
— Купюры оригинальные, они вызывают интерес, их показывают друзьям. Происходит вирусный эффект. Охват людей, которые увидят достопримечательность на банкноте, просканируют код, составляет около 10-15 человек на одну купюру, — говорит Александр Сивожелезов.
Бизнес может разместить на сувенирных купюрах свою символику и использовать в качестве подарка или рекламы.
— Мы работаем не только под заказ. Часть купюр с общеизвестными достопримечательностями мы выпускали сами. Это Кремль, Собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, Спас на Крови. Распространяем их через нумизматические магазины, интернет-магазины, распределяем между несколькими заказчиками небольшими партиями.
Собственного производства у компании нет. Купюры печатает одна из типографий на юге России. За полтора года работы компания выполнила 28 заказов тиражом от 300 до 1000 банкнот.
— Сейчас мы представлены в сувенирных магазинах в шести регионах России. С нами работают 4 интернет-магазина, продающих свою продукцию по всей стране. Сотрудничали со Старочеркасским музеем и агентством по туризму Ростовской области. Нижний Новгород заказывал купюры с изображением Новгородского кремля, памятников Валерию Чкалову и Александру Невскому.
Директор Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника Андрей Кляндин отмечает, что сувенирные банкноты действительно выглядят необычно, но наибольшим спросом в музейной лавке все-таки пользуются бюджетные сувениры стоимостью до 50 рублей.
— Мы в середине прошлого года заказывали 200 или 300 купюр с изображением Старочеркасского собора, Даниловского бастиона и Атаманского дворца. Привлекло действительно необычное изображение наших достопримечательностей. Пока еще продали не все банкноты. Думаю, это потому что люди мало знакомы с этой продукцией. Кроме того, 70-80% наших посетителей — это дети. Они покупают недорогие сувениры стоимостью около 50 рублей, фигурки казаков например. Спросом пользуются и разные керамические изделия.
Последней на данный момент сделкой «Русской купюры» стал выпуск банкнот для города Байконура. На лицевой стороне изображен старт ракеты-носителя «Союз» и ролик с записью этого старта, на оборотной — монумент Юрию Гагарину, который совершил свой исторический полет в космос с космодрома Байконур.
— В прошлом году мы были на туристической выставке в Москве. Там познакомились с представителями Управления культуры, молодежной политики, туризма и спорта г. Байконура. Им понравилась наша продукция, и мы договорились о сотрудничестве. Со следующим стартом хотим попытаться запустить нашу купюру как подарок космонавтам на МКС.
В проект основатели вложили около миллиона рублей собственных средств. Если бы не коронавирус, уже вышли бы в плюс, уверены они.
— Сейчас проект в небольшом минусе. Новизна нашей продукции — это и плюс, и минус. Есть партнеры в регионах, которые говорят: «Какая классная штука, мы берем», а есть те, кто боится, что новый товар не пойдет. На 2020 год были большие планы, но из-за коронавируса многое отложили. Все сдвигаем на август, надеемся, хотя бы он будет туристическим.