Ростовская семья создает сеть магазинов, торгующих мармеладом и сладостями
Предприниматель Максим Макаров запустил сеть магазинов сладостей «Страна Мармеландия», открыв за год две торговые точки в Ростове. Ставка делается на максимально широкий ассортимент продукции из разных стран мира и вау-эффект от визуального оформления пространства. В месяц магазины, чей ассортимент включает 150 видов мармелада, продают 2,5 тонны сладостей. Максим Макаров в начале интервью сразу признается: в семье все сладкоежки. Создать собственную сеть магазинов он вместе с женой Натальей Макаровой решил, увидев, как развивается мармеладная розница в Европе.
— Мы с супругой давно мечтали иметь общее дело, где каждый мог бы применить свои таланты. В 2018 году в Праге обратили внимание на магазины мармелада Captain Candy. Они привлекли яркой визуальной подачей товара и оформлением пространства. Стали интересоваться и поняли, что в России эта ниша не представлена, как таковой культуры потребления сладостей нет, и задумались о том, чтобы реализовать такой формат магазинов в Ростове. — рассказывает Максим Макаров.
Сначала Максим и его супруга Наталья хотели купить франшизу и вели переговоры с несколькими уже раскрученными зарубежными и российскими сетями, но потом решили не повторять чужое и создать бренд с собственной уникальной концепцией. Начали с поиска поставщиков и локаций, который растянулся на год. Рынок сладостей достаточно цивилизованный, у большинства крупных мировых производителей еще около 10 лет назад появились официальные дистрибьюторы в России, но проблемы с поиском хороших и проверенных поставщиков все равно были, говорит Максим:
— В течение года мы разрабатывали концепцию. Привлекли дизайнера, долго работали с визуальной частью, расстановкой мебели и торгового оборудования. Много времени и сил ушло, чтобы подобрать цвета и материалы и сделать все, как задумывалось. В процессе участвовало много подрядчиков, каждый со своей специализацией — по декору, мебели, оборудованию и т. д. Сложно было убедить арендодателей, что проект можно запускать, концепция будет востребована, это новый формат, и он зайдет.
Первый магазин «Страна Мармеландия» открылся в «МЕГЕ» в декабре 2020 года. Второй — в сентябре 2021 года в «Вавилоне». Учитывая, что торговля сейчас переходит в интернет, а трафик торговых центров в период коронавирусных ограничений снижается, открытие магазинов было довольно рискованным.
— Конечно, были опасения и непонимание, как долго продлятся ограничения, — рассказывает предприниматель. — После введение QR-кодов трафик упал примерно на 40%, тем не менее расположение в ТЦ все равно дает гарантию определенной посещаемости. Стрит-ретейл для нашего формата еще более рискованный. Там нельзя прогадать с локацией, нужно быть уверенным в выбранном месте на 100%. Аренда в ТЦ стоит дороже, чем стрит-ретейл, но мы пошли на высокую арендную нагрузку. Чтобы занять свою нишу и долю рынка, нужно выбирать места с максимально высокой проходимостью. В России уже сложилась и активно развивается культура семейных посещений торгового центра. Поход в ТЦ сегодня для многих семей — это способ досуга.
В ассортименте сети — более 150 видов мармелада, ириски, орехи в шоколаде и глазури, суфле, жвачки, леденцы и т. д. Драйвером продаж является мармелад. В «Стране Мармеландии» представлены сладости крупнейших мировых брендов — Ravazzi, Cloetta, Trolli, Damel, Fini, Jake и др. Лидеры среди покупателей — молодые семейные пары и женщины.
— При открытии мы делали расчет на детей, а практика показала, что взрослые покупают больше, при этом берут себе, подружкам, маме к чаю. Мы стали даже самостоятельно делать мармеладные букеты и шпажки из сладостей, боксы и фирменную фасовку на подарок. И это все пользуется спросом. Для нас было приятным открытием, что у людей есть потребность радовать не только себя, но и близких, говорит Максим Макаров.
Ставка в этом бизнесе делается на необычную подачу товара, которая отличается от традиционного формата продажи конфет и мармелада в масс-маркете, когда расфасованный продукт лежит в упаковке на полке. У специализированной мармеладной розницы есть три ключевых составляющих. Первое — создание вау-эффекта от визуального оформления торгового пространства: яркий дизайн, вместо полок — стилизованные под цирковые барабаны круглые контейнеры, на которых сладости лежат горой. Второе — предложение максимально широкого ассортимента, который не представлен в обычных продуктовых сетях. Третье — качественный клиентский сервис.
— Основной акцент мы ставим на эмоциональность, — рассказывает Максим. — Выстраиваем работу персонала с клиентом так, чтобы, зайдя в магазин, у покупателя появлялось ощущение праздника и восторг. Особое внимание консультанты уделяют, конечно, работе с детьми.
Чтобы открыть одну торговую точку, необходимо около 5-7 млн рублей. Срок окупаемости — 1,5-2 года. Финансовым партнером сети магазинов выступает банк «Центр-инвест», который открыл проекту кредитную линию.
Говоря о ценообразовании и финансовой стороне проекта, Максим Макаров отмечает, что издержек достаточно много. Стоимость сладостей в магазине фиксированная — 170 рублей за 100 граммов:
— Это не тот бизнес, когда купил за рубль — продал за 100 рублей. Себестоимость хорошего мармелада, поверьте, не маленькая. Мы тщательно отбираем товар — по составу продукта, качеству производства, по виду, вкусовым характеристикам. Отдельной строкой расходов являются затраты на поддержание свежего вида продукции. Хотя мармелад не относится к скоропортящимся, мы поставили себе цель предлагать нашим клиентам максимально свежие сладости. Для этого помимо ежедневной работы с выкладкой каждые 2-3 дня полностью перебираем ассортимент.
По наблюдениям N, рынок розничной продажи мармелада в необычном формате последний год стал в Ростове активно развиваться. Открылись магазины федеральных сетей «Пират Мармелад» и Candy Cat.
— Розничные магазины сладостей — это нишевый бизнес. Принцип продаж построен на эмоциональном импульсе покупателя «здесь и сейчас», — говорит Максим Макаров. — Сегодня есть момент некоего роста рынка в Ростове, но он в целом мало развит в России, поэтому говорить о его емкости преждевременно. В нашем городе сейчас нет как таковой конкурентной борьбы. Мы находимся в разных ТЦ, каждый сосредоточен на своей локации. Думаю, выход на ростовский рынок федеральных коллег помогает развиваться: формируется клиентский опыт, работает сарафанное радио, повышается интерес к товару.
Основатель сети «Страна Мармеландия» финансовые результаты не раскрывает, но отмечает, что проект экономически успешен. За год средний чек увеличился с 480 до 720 рублей. Растет и база постоянных клиентов. В ближайшие два года сеть планирует развиваться на рынке Ростовской области. В перспективе и возможный запуск продажи франшизы «Страна Мармеландия».