Ростовчане взялись за Wi-Fi-аналитику
В Ростове начала работу компания S&T analytics (S&TA), которая использует собственную Wi-Fi-аналитику для размещения таргетированной рекламы. Запуск проекта потребовал 20 млн рублей. В России в этом сегменте пока работают лишь несколько предприятий из сферы услуг связи. По мнению одного из участников рынка, эта услуга востребована, на рынке поместится еще много игроков.
Ростовская компания S&TA создана год назад пятью предпринимателями. По информации участников проекта, инвестиции составили 20 млн рублей. На эти средства было налажено производство необходимого оборудования в Китае, которое программируется специалистами S&TA. В штате предприятия 12 человек.
— Мы устанавливаем оборудование, которое фиксирует МАС-адреса мобильных устройств в радиусе 50–100 м, — пояснил директор S&TA Александр Турок (на фото). — Аналитический модуль, основанный на принципах технологии big data, позволяет понять, например, кто заходит в кафе, а кто проходит мимо, сколько там проводят времени, как часто там бывают лояльные посетители, кто из потока ходит рядом регулярно и в какое время это происходит. Кроме того, МАС-адрес позволяет определить производителя устройства. К слову, на центральном рынке айфонов менее 1%, а в премиальном ресторане в центре Ростова — более 50%, при этом в среднем по городу доля айфонов — 8–10%.
Второй инструмент, предоставляемый технологией S&TA, — это таргетированная реклама.
— В России есть две основные площадки, где присутствуют 90% пользователей рунета: «Мэйлру групп», в которую входят соцсети «Одноклассники» и «ВКонтакте», и «Яндекс», включающий множество собственных сервисов, а также рекламную сеть с несколькими тысячами сайтов-партнеров, — рассказал Александр Турок. — Если человек проверил почту с телефона, скачал приложение, вошел в соцсеть или зарегистрировался на сайте, то информация об этом объединяется и накапливается в профиле пользователя. Помимо этого анализируются данные страниц соцсетей и поисковых запросов — пол, возраст, интересы. У нас подписаны договоры с этими площадками, поэтому, выгрузив собранные МАС-адреса или сформированные аудитории, мы можем получить социально-демографическую картину, а также направить именно этой аудитории конкретное рекламное предложение. Таким образом, владелец устройства из заданной аудитории вместо привычной общей рекламы в интернете видит сообщение, направленное непосредственно ему, про заведение, мимо которого он ходит каждый день.
По словам собеседника N, клиенты таких услуг — общепит, салоны красоты, автосалоны, торговые центры, магазины, застройщики, то есть бизнес, работающий с конечным потребителем. Сейчас у S&TA в Ростове около 50 клиентов и 120 точек установленного оборудования.
— Некоторые клиенты устанавливают по нескольку единиц оборудования, также есть собственные точки на некоторых ключевых развязках, въездах в микрорайоны, — объяснил Александр Турок. — Принципиальное наше отличие от нескольких федеральных конкурентов в том, что мы делаем аналитику — в личном кабинете клиент может ее увидеть. Вместе с клиентом продумываем, какую аудиторию ему взять, какой будет рекламный посыл, какую услугу лучше рекламировать, заводим для него рекламные кампании на площадках.
Клиенты платят ежемесячную абонентскую плату, в которую уже входит необходимый объем рекламных показов и единиц оборудования.
— Сейчас наша цель — выйти на федеральный рынок — Москву, Санкт-Петербург, — заявил Александр Турок. — Там выше платежеспособный спрос и тарифы у конкурентов, а также больше потребителей этих услуг.
Ростовчане запустили рекламу своих услуг в интернете и получили отклик, предполагающий закупку большого количества оборудования, к чему компания пока не готова. Для автоматизации процессов и увеличения аналитического функционала надо существенно расширять штат программистов, совершенствовать работу пользователей с данными и рекламой. Эта работа по масштабам не менее той, которая уже проделана.
По информации собеседника N, на Западе использование этой технологии (подробнее см. врез) началось еще 6–8 лет назад.
Мониторинг N позволил найти лишь несколько российских компаний, оказывающих услуги в сфере Wi-Fi-маркетинга. В частности, московская компания Hot-WiFi, как сказано на ее сайте, занимается этим бизнесом с 2012 года, успела выйти на зарубежные рынки. Компания ставит стационарные и мобильные радары. Стоимость московской услуги предполагает не только абонентскую плату, но и отдельную оплату оборудования. Включена ли реклама в абонентскую плату, не сказано. Кроме того, компания оказывает и другие услуги, касающиеся интернета и Wi-Fi.
— Мы оказываем эту услугу в Ростове на протяжении более трех лет, — пояснил представитель национального оператора услуг связи, попросивший об анонимности. — Помимо клиентов из сферы b2c наша услуга востребована среди кредитных организаций, заинтересованных в таргетированной рекламе в местах локации офисов. Эта услуга динамично развивается, в том числе появляется много нестандартных запросов от клиентов. На мой взгляд, на этом рынке поместится много игроков, поскольку у разных предложений всегда есть свои плюсы и минусы.
Клиентам, как оказалось, очень важно, чтобы данные, собранные по их заказу, не оказались у конкурентов.
— Пользуемся услугами S&T analytics чуть больше года, — рассказал совладелец ресторанов «Шамайка хаус» и «Твою рыбку» Денис Станиславов. — «Шамайка хаус» увеличила гостевую базу. Примерно 30% новых гостей получают от нас информацию из таргетированной рекламы. Если сравнивать их услуги с услугами конкурентов, то нам нравится гибкость их расценок — если нам надо отказаться от какой-то учетной категории граждан, то мы это делаем в личном кабинете, а стоимость услуг пересчитывается в удобную для нас сторону. Кроме того, нам понравилась их принципиальность — никакие базы, полученные в других заведениях, они не дают.