Продуктовый ритейлор и ресторатор ГК «Мега-Дон» приступил к развитию своей сети спортклубов
ГК «Мега-Дон», в состав которой входят сети магазинов «Фреш», «Империя продуктов», рестораны «Рис», запустила свой первый спортивный клуб «Физика» в Северном жилом массиве, а до конца года планирует открыть еще три клуба. По мнению экспертов, рынок фитнес-услуг в Ростове-на-Дону сегодня близок к насыщению, а конкуренция жесткая, однако перспективы роста есть, поскольку спортивная культура населения развита пока очень слабо и ее нужно формировать.
По словам управляющего партнера ГК «Мега-Дон» Ашота Хбликяна, первый спортклуб компании «Физика» площадью около 1 тыс. кв. м расположился в собственном торговом центре компании на улице Королева. Объем инвестиций в его открытие составил 17 млн рублей, их планируется окупить в течение 3–4 лет. Стоимость годового абонемента «Физики» — 15 тыс. рублей. До конца этого года планируется открыть еще три фитнес-клуба, два из них расположатся в центре, для них уже подобраны помещения.
— В одном из спортклубов в центре Ростова планируется построить бассейн, его общая площадь составит около 1,9 тыс. кв. м, — рассказал г-н Хбликян.
— Сегодня нам приходится самостоятельно возводить торговые центры для наших супермаркетов, одноэтажными их делать невыгодно из-за высокой стоимости земли, поэтому мы строим 3–4 этажа и стараемся их грамотно заполнить, — объясняет г-н Хбликян. — Нам важно, чтобы объекты, располагающиеся в торговых центрах, увеличивали трафик супермаркета. К примеру, в ТЦ на Королева супермаркет «Фреш» занимает 2 тыс. кв. м, ресторан «Амбар» — 1 тыс. кв. м, «Физика» — 1 тыс. кв. м. Первый спортклуб «Физика» работает с начала марта, и 60% его посетителей стали покупателями нашего супермаркета. В результате они становятся и клиентами ресторана.
Собеседник N уточнил, что «Мега-Дон» не будет ограничиваться открытием клубов в собственных ТЦ — сегодня компания занимается поиском как участков под строительство, так и готовых помещений в центре города.
Как сообщил г-н Хбликян, основное конкурентное преимущество «Физики» будет заключаться в том, что ее не будут заполнять по максимуму, чтобы посетители имели возможность заниматься в комфортных условиях даже в вечернее время.
— Какое максимальное количество людей будет вмещать «Физика» при соблюдении этого условия, определим со временем. Пока будем продавать карты поэтапно, с 1 марта реализовано уже 300 абонементов, — рассказывает г-н Хбликян.
По данным ИК «Финам», объем рынка фитнес-услуг Ростовской области может составлять около 20–25 млн долларов, при этом примерно 70–80%, скорее всего, приходится на Ростов. В целом по России он равен 1,5 млрд долларов. Аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что рынок скромнее — 1,1–1,2 млрд долларов, две трети рынка занимают Москва и Санкт-Петербург. По данным «Инвесткафе», рынок растет примерно на 15% в год.
— Согласно различным исследованиям, в России спортом регулярно занимается только 1–2% населения, аналогичный показатель в развитых странах не менее чем в 5 раз выше, — говорит аналитик «Финама» Анна Мишутина. — Уровень развития этой индустрии даже в самых крупных городах России остается невысоким.
Как отмечает г-жа Мишутина, рентабельность проекта может составлять около 10–20%.
— Рентабельность фитнес-бизнеса значительно выше, чем у продуктового ритейлора, но у него совершенно другая специфика, да и объемы спроса значительно меньше, — уточняет г-н Сафонов.
— В Ростове не осталось районов, не охваченных индустрией спорта, конкуренция жесткая, — отмечает исполнительный директор клуба World Gym Виктория Стрелкова-Куча. — На данном этапе значительным преимуществом является не наполнение клуба услугами, а уровень комфорта клиента в стенах конкретного объекта. Важны обстановка, атмосфера, хозяева.
Управляющий партнер сетей World Class, «ФизКульт» Михаил Плужников относит «Физику» к демократичному сегменту. Он считает, что по цене и уровню клубов компания будет конкурировать со «СпортСити», «Олимпией», различными «качалками» и студиями. Эксперт отмечает, что ГК «Мега-Дон» потребуется приложить много усилий, чтобы занять место на рынке.
— Уже сейчас многие клубы Ростова убыточны, — говорит г-н Плужников. — В демократичном сегменте представлено довольно большое количество одинаковых, низкокачественных проектов.
По мнению Михаила Плужникова, окупить спортклуб за 4 года нереально.
Несмотря на высказанные мнения о насыщенности рынка, World Gym и «ФизКульт» собираются открывать новые спортклубы. По словам экспертов, сегодня стоимость годовых абонементов в клубах демократичного и среднего ценовых сегментов колеблется в среднем от 12 до 18 тыс. руб. К таким можно отнести «Арбат-фитнес», «Сити Фитнес». В клубах бизнес-класса («ФизКульт», World Gym, Оrange Fitness) абонемент стоит в среднем от 24 до 36 тыс. руб. Однако большинство игроков регулярно проводит целый ряд акций, благодаря которым карту можно купить со значительной скидкой.