г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 12:11:37
100.68
106.08

«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»

Руководитель растениеводческого КФХ в Орловском районе Геннадий Игнатченко больше года развивает новое направление — козью ферму «Коза Донна». На средства гранта областного минсельхозпрода и собственные средства было закуплено 200 голов коз, организована переработка. Большую часть из 120 т молока, произведенного в 2020 году, фермер поставил оптовому покупателю — Семикаракорскому сырзаводу. Первый опыт работы с розницей закончился неудачей — малому предприятию оказалось сложно, с одной стороны, выполнять все требования регулятора рынка, с другой — выдать ассортимент, к которому привыкли покупатели крупной сети магазинов.

N: — Каких результатов ваша ферма добилась в 2020 году, в первый год работы?

Г.И.: — У нас получилось произвести примерно 120 т молока. В 2019 году мы закупили 200 голов коз, сейчас у нас их 300, поголовье выросло на 50%. Ждем второй окот и, думаю, в этом году выпустим молока побольше.

N: — Кто сегодня ваши основные покупатели?

Г.И.: — Основную часть молока мы поставляем на Семикаракорский сырзавод. Небольшой объем перерабатываем и продаем в розницу здесь, в поселке Орловском. У нас своя сыроварня, производим твердый, полутвердый сыры, творог. Плюс мы пастеризуем молоко. Продаем его в сыром и пастеризованном виде в фасовке 0,5 л и 1 л под маркой «Коза Донна». Наша молочная продукция имеет сертификат «Сделано на Дону». В прошлом году пробовали работать с ростовской розницей, но пока отказались от этой затеи.

N: — Почему?

Г.И.: — Думаю, мы еще не были готовы к этому сотрудничеству. Мы поставляли продукцию «Солнечному кругу». Им она понравилась, нам говорили, что наше молоко даже лучше, чем у частников. Но на тот момент у нас не было нужного ассортимента. Например, молоко мы тогда поставляли только в литровой таре, а для розницы важно иметь объем 0,5 л. Хотя цена у нас была хорошая: точно такое же молоко другого производителя стоило 175 рублей за 0,5 л, а наша литровая бутылка стоила 160 рублей.

Еще на тот момент у нашего молока подтвержденный срок годности составлял 7 дней. Пока мы привозили его в магазин — оставалось 5 дней до истечения срока, а через три дня молоко, у которого до конца срока годности осталось два дня, никто не хотел покупать. Сейчас мы подтвердили другие сроки годности: 20 дней, наше молоко легко стоит такой срок.

Было еще много разных нюансов. Например, система «Меркурий» в которой работают все поставщики молока, слишком сложна для нас, малых предпринимателей, которые не могут себе позволить большой штат. Понятно, что в ней все так заморочено для того, чтобы в магазины не попадал фальсификат, но от этого не легче. У нас было 18 точек, на каждую точку надо выписать ВСД. Если выписал с ошибкой, даже крохотной, тебя блокируют, и ты уже не имеешь права осуществлять поставку. Выписывают штраф, и ты должен объяснить, по какой причине ошибся. Если молоко не продалось и срок годности закончился — его надо забрать, все через ту же систему «Меркурий» провести. И надо снова ехать, забирать и списывать. В общем, поездив туда-сюда в течение двух месяцев (все-таки Ростов далеко от Орловского) и получив одни убытки, мы поняли, что розница — это непросто, ни о каких золотых горах там речи не идет, осознали, что надо изучать спрос и менять ассортимент. Поэтому сегодня продаем только в Орловском. Продукцию покупают местные жители, приезжие, те, кто узнал о нас через интернет. Люди заезжают, затовариваются на неделю. Покупают для детей, кто-то просто любитель, кому-то нужно для собственного здоровья.

N: — В ближайших планах стоит ли перед вами задача вернуться к работе с розницей?

Г.И.: — Мы собираемся наладить работу с розницей, но постепенно, вторым темпом. Для небольшого предприятия нереально запустить сразу и производство, и продажи в сети — слишком затратно. У нас процесс развития будет более плавный.

Сегодня основное внимание мы уделяем расширению производства, увеличению поголовья, строим новые корпуса. На следующий год, я думаю, у нас будет 500-600 голов, потом — 900 голов...

N: — К какому объему поголовья вы стремитесь?

Г.И.: — Будем исходить из спроса, из финансовой ситуации. Конечно, есть желание развиваться. Рентабельность в этом бизнесе может быть при достижении значительного объема поголовья. Знаете, всех сельхозпроизводителей спасает вал: есть урожай — нам проще работать. Нет урожая — любая закупочная цена не решит проблемы. В животноводстве тоже важны объемы. Во-первых, переработчики с удовольствием работают с теми, у кого есть большие постоянные объемы. Во-вторых, с ростом объемов затраты на рабочую силу и оборудование будут сокращаться, а доходы расти.

N: — Насколько выгодны сегодня оптовые цены?

Г.И.: — Скажу так: раньше, еще до того как мы создали ферму, в период с осени по раннюю весну, когда надои у всех падали, переработчики повышали закупочные цены. После того как мы запустили ферму, цена упала и не поднималась. Нас, конечно, текущая цена не устраивает.

N: — Есть варианты расширять число оптовых покупателей?

Г.И.: — Да, мы работаем над этим вопросом.

N: — Вы сказали, что направление работы с розницей будете развивать вторым темпом, что уже сейчас делаете для этого?

Г.И.: — Мы понемногу расширяем ассортимент. Прошлым летом заложили больше тонны сыра. Во-первых, чтобы иметь запас, во-вторых, посмотреть, как сыры будут созревать, как будет меняться вкус. Потихоньку они продаются в Орловском, мы смотрим на реакцию покупателей. Уже есть те, кто «подсел». Сегодня у нас уже есть твердые сыры (9 месяцев созревания), чем старше сыр — тем благороднее.

Параллельно изучаем, как по сезонам меняется вкус молока, подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус зимой и летом.

Мы видим, что сегодня спрос на продукцию из козьего молока не так хорошо развит, чтобы идти немедленно в розницу. Люди привыкли пить порошковое молоко. Кто покупает козьи сыры? Состоятельные люди, ценители натурального. Но постепенно, по мере развития козоводства, все больше людей узнают о пользе этого молока и продуктов из него. С каждым годом будет все больше сторонников здорового питания, выбирающих те продукты, которые не только утоляют голод, но еще и полезны. Например, в Голландии на каждого жителя приходится около 40 литров козьего молока в год. Они его потребляют в виде молока, сыров, творога. У нас в России — менее 100 г в год на человека.

N: — По вашим ощущениям, в какие сроки окупятся вложения в этот бизнес?

Г.И.: — Затраты — большие, сроки окупаемости — длинные. По моим наблюдениям, у тех, кто начинал заниматься животноводством, не имея другого работающего бизнеса, дела шли тяжело. Такие вложения не окупаются за год, если кредит возьмешь — выплачивать будет нечем. Плюс нашей ситуации в том, что наш основной вид деятельности — растениеводство. Благодаря этому у нас есть своя кормовая база, причем очень хорошая — разные разновидности сена; техника. Я считаю, что животноводство основным видом быть не может, поскольку рентабельность здесь не такая высокая. Его можно развивать как второе направление, когда уже есть финансовая опора.

N: — То есть сейчас растениеводство кормит ваше животноводство?

Г.И.: — Да. Кроме того, мы экономим за счет того, что строим сами — это не все могут. Если нанять подрядчика, все обойдется в 2 раза дороже. Поэтому очень мало желающих заниматься животноводством: люди считают и понимают, что не окупят вложения. Тут все сложно: и налаживание сбыта в розницу, и оптовый покупатель манипулирует ценами на молоко: раньше цена была 70-80 рублей, как появилась ферма — упала до 50 рублей и не поднимается.

Вот система грантов очень способствует развитию животноводства, поскольку большая часть средств выдается безвозмездно. Мы получили грант минсельхозпрода на 5 лет. Часть средств использовали для приобретения оборудования для цеха по производству сыра. Наша 300-литровая сыроварня позволяет переработать весь наш текущий объем молока, лишь бы был спрос. Планируем на средства гранта приобрести доильный зал.

Я знаю, что на грантовые средства и животных покупают, но нам пришлось делать это за свои: деньги гранта выделялись в ноябре, а коз надо было покупать в августе, когда начался окот. Если бы мы покупали коз в ноябре, мы бы получили только остатки. Мы взяли кредит и купили сами.

Посоветовавшись, строить мы тоже решили за свои средства. По моей информации, со стороны грантодателя контроль очень серьезный. Если, допустим, стена в постройке будет на 1 см меньше, придется деньги возвращать. Это очень большая ответственность. Даже если сработал по-честному, а качество где-то хромает, хлопот не оберешься.

А вот оборудование на грантовые деньги брать очень удобно. Его проще проконтролировать, по нему легче отчитываться.

N: — Как складываются ваши отношения с кредитными организациями?

Г.И.: — Мы на хорошем счету в кредитных организациями, и ставка хорошая, сейчас она составляет 3% годовых. Сколько работаем, столько и пользуемся кредитами.

N: — Что изначально подтолкнуло вас к решению заняться козьей фермой?

Г.И.: — До этого мы 8 лет держали коз в личном подсобном хозяйстве, то есть уже были подготовлены. Плюс я видел, что ниша свободна и продукт перспективный.

N: — Легко было найти специалистов, помогающих наладить производство?

Г.И.: — Специалистами стали мы сами. Только так и нужно, тогда будет толк. Но это увлекательно и интересно. Хороших специалистов очень мало — что зоотехников, что ветврачей. Сейчас все учатся на менеджеров.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Сельхозпродукция
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
Участники кластера «Донские молочные продукты» обсудили вопросы эффективного взаимодействия производителей и переработчиков молока, а также торговли. В этом году региональные производители молока впервые получили прибыль. Переработчикам не хватает качественного сырья, а торговым сетям — дешевых продуктов. Круглый стол провела Региональная корпорация развития.
Новые продукты
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
Семикаракорский сыродельный комбинат начал производство сыров из смеси коровьего и козьего молока, делая ставку на пользу последнего.
Практика бизнеса
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
Молочный завод «Орловский» разместил на сайте «Федресурс» сообщение о возникновении признаков банкротства.
Практика бизнеса
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
По словам гендиректора сельскохозяйственного закрытого акционерного общества (СЗАО) «СКВО» Анны Касьяненко, на сегодняшний день производство молока и мясной продукции — основные направления развития хозяйства. Предприятие продолжает инвестировать в модернизацию: в этом году в обновление парка техники было вложено около 74 млн руб., что на 35% больше, чем в прошлом.
Крупные компании
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
«Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева вложит 3,5 млрд рублей в строительство молочного комплекса в Песчанокопском районе на 2,8 тыс. голов. Реализация проекта дважды переносилась, теперь его хотят запустить в 2022 году. Донским молоком компания планирует обеспечивать собственное производство сыров.
Просмотров: 9901

Справка

Геннадий Игнатченко и «Коза Донна»

Геннадий Игнатченко окончил Азово-Черноморскую государственную аграрно-инженерную академию (Зерноград), 30 лет занимается сельским хозяйством. Возглавляет небольшое крестьянско-фермерское хозяйство в поселке Орловском Ростовской области. Основной вид деятельности КФХ — растениеводство. В 2019 году получил грант минсельхозпрода области на организацию козьей фермы «Коза Донна», на начальном этапе было закуплено 200 голов, организована переработка молока. Продукция выпускается под маркой «Коза Донна», имеет сертификат «Сделано на Дону». Проект развивается с привлечением гранта и собственных средств.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
ООО «Югмедфарм» запустило производство фармпрепаратов в хуторе Калинин Мясниковского района Ростовской области, эту информацию корреспондентке N подтвердили в компании и уточнили, что сегодня предприятие выпускает биоактивные добавки, но от дальнейших комментариев отказались.
Новые компании
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
Анна Виноградова три месяца назад создала и развивает свой бренд вязаной одежды «Луна в свитере». Сейчас в команде работают четыре человека, но у Анны есть планы по масштабированию стартапа. Ее миссия — показать, что вязаные изделия могут быть стильными и современными.
Новые компании
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
Совладелец крупного столичного косметического холдинга «Единая Европа» Игорь Денисов открыл гастрономическое пространство «ФудХолл 67» на Большой Садовой в Ростове.
Новые компании
«Подбираем хорошую кормовую базу, чтобы у молока был стабильный вкус»
Денис Агеев начал делать обувь, чтобы заработать, а после банкротства нашел новую нишу сценической и эксклюзивной обуви. Вместе с супругой он экспериментирует с новыми моделями, бережет технологии прошлого века и воплощает идеи театральных художников.