«Мы — романтики, желающие возродить донское виноделие»
Владелец медиахолдинга «Пульс» Алексей Скляров развивает гаражное виноделие и в ноябре собирается поставить вино в ростовские рестораны, чтобы организовать там праздник молодого вина Beaujolais nouveau.
В нынешнем году г-н Скляров приобрел около 20 га земли в Ростовской области и Краснодарском крае для выращивания винограда, до этого сырье приобреталось на арендованном винограднике. По словам винодела, сразу после принятия закона, регулирующего вопросы виноградарства и виноделия в РФ, хозяйство получит лицензию и начнет продажи вина. В его планах — строительство комплекса для винного туризма, в который будут входить винодельня, небольшая гостиница, ресторан и дегустационный зал. Объем инвестиций оценивается в 2–3 млн евро. N: — С какого времени вы начали заниматься виноделием?
А.С.: — Еще с 1980-х годов, а в 2006 году организовал небольшую винодельню у себя дома — ежегодно на ней делали 2–4 тонны вина. Мой внук Никита Скляров тоже увлекся виноделием, он прожил в Германии несколько лет и активно посещал местные виноградники, изучал технологию производства. В этом проекте он выступает руководителем и энологом. К сожалению, пока мы производим «в стол» — раздариваем продукцию, ведь без лицензии продажи запрещены. Получить ее небольшим производителям очень сложно — единственным виноделом в России, сумевшим это сделать, был Янис Каракизиди, однако он был вынужден закрыть производство. В июле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о признании вина продуктом сельхозпроизводства и дал поручение Росалкогольрегулированию разработать закон, отдельно регламентирующий производство вин, до декабря нынешнего года и внести его в Госдуму. Сейчас этим законом занимается Министерство сельского хозяйства РФ. Его введение позволит винным фермерским хозяйствам работать по упрощенной схеме: они смогут получить лицензию по облегченной процедуре, будут освобождены от громоздкого учета, для получения лицензионных марок будет достаточно декларации. Закон уже приняли в первом чтении. Я выступаю президентом ростовской ассоциации малых виноградарей «Южный склон» и вхожу в комиссию Госдумы по доработке этого закона, мы ждем принятия закона в октябре.
С осени прошлого года мы с внуком начали развивать наше виноделие более масштабно — в этом году арендовали виноградник площадью 5 га в Таманской зоне Краснодарского края, собрали урожай в объеме около 40 тонн, скоро из него сделаем вино. Закупили немецкое оборудование для производства. Еще приобрели в Ростовской области и Краснодарском крае около 20 га земли, чтобы растить собственный виноград — винный и столовый, а также плодовые деревья. Будем производить белое и красное вино. Значительная часть посаженных сортов — автохтонные, т. е. местные, те, которые росли здесь столетиями. Производство из местных сортов уже стало мировой тенденцией, они дают более качественный урожай. Сейчас около 10 тысяч кустов уже растет, еще около 30 тысяч собираемся посадить этой осенью, наши саженцы растут в одном из сербских хозяйств. Наш урожай в объеме около 100 тонн созреет для сбора через три года, пока же мы тренируемся на арендованном — ухаживаем за ним самостоятельно. Сейчас в нашем проекте задействовано от 2 до 20 человек — мы нанимаем людей на время сбора урожая. Я вложил в него около 20 млн рублей собственных средств, окупить рассчитываю через 5 лет после начала продаж. Конечно, в этом есть определенный риск, ведь принятие закона могут перенести. Но для меня это дело очень важно. Мы — рисковые романтики, желающие возродить донское виноделие. Надеемся, что в следующем году сможем продавать вино на законных основаниях.
N: — Куда планируете его поставлять?
А.С.: — Собираемся делать упор на личные продажи и реализовывать продукт по Ростовской области, будем активно участвовать во всевозможных ярмарках и выставках вина. В торговые сети пока идти не планируем, поскольку наши объемы небольшие. На Западе практикуется создание кооперативного вина, когда множество виноделов участвуют в процессе производства однотипного вина для реализации в сети. Возможно, мы тоже попробуем это осуществить. Одно из предложений, которые я хочу внести в закон о производстве вин, — разрешить их продажу в местах производства или в принадлежащих фермеру торговых точках. Например, во Франции, Италии шато пользуются большим спросом: люди покупают продукт, просто заезжая на винодельню, местные фермеры устраивают для них дегустации и экскурсии, там можно остановиться на ночлег и даже поработать на винограднике. Мы тоже хотим пойти по этому пути — планируем создать комплекс общей площадью около 2 тыс. кв. м, где будут винодельня объемом переработки до 100 тонн винограда в год, небольшая гостиница, дегустационный зал и ресторан. Сейчас мы ищем для покупки подходящий земельный участок, строительство винодельни площадью около 800 кв. м хотим начать уже в следующем году.
N: — Какой объем инвестиций потребуется для этого проекта?
А.С.: — Оцениваем в 2–3 млн евро. Пока не могу сказать, за счет каких именно источников будем осуществлять финансирование, — возможно, привлечем кредит или найдем партнера. Но мы очень рассчитываем на субсидии. Нынешней весной губернатор Ростовской области Василий Голубев на совещании с Дмитрием Медведевым о перспективах развития виноделия и виноградарства предложил увеличить субсидирование затрат на закладку виноградников и их содержание до 50–70%. В настоящий момент оно достигает 8–10%, и мы пока не сумели получить субсидии. Надеемся, что и областной закон о виноградарстве, который сейчас разрабатывается Законодательным Собранием Ростовской области, будет учитывать наши интересы, выравняет наши права и возможности по сравнению с крупными производителями. Конечно, если государство будет субсидировать виноделие, как это происходит в большинстве стран, станет легче. Безумцы вроде нас инвестируют в такие долгосрочные проекты.
N: — Как будете продвигать продукцию?
А.С.: — В ноябре собираемся организовать праздник Beaujolais Nouveau, аналог традиционного французского праздника, на котором отмечают старт продаж вина урожая текущего года. Привлечем для сотрудничества 15–20 ростовских ресторанов, где наше вино будет представлено в дубовых бочонках по 10 и 25 литров. Сценарий мероприятия — рассказ об истории виноделия и этого праздника, проведение дегустации. В случае если законопроект к этому времени уже примут, то сможем продать там наше вино, если нет — подарим. Также будем давать рекламу в ростовских журналах, проводить дегустации, ориентированные на местных сомелье, рестораторов, представителей винных бутиков, собирать заказы.
N: — На какой годовой объем продаж рассчитываете?
А.С.: —Законопроект ограничивает объем продаж до 66 тысяч бутылок вина в год, мы и ориентируемся на эту величину. Вырастать в огромный завод не стремимся, хотим развиваться в формате небольших виноделен — есть планы по их строительству в Ростовской области. Если закон примут в октябре и мы получим лицензию, то до Нового года мы уже сможем предоставить потенциальным клиентам до 50 тысяч бутылок. В нормах закона также устанавливается минимальная цена на бутылку вина — не менее 300 рублей. Себестоимость вина с учетом акциза составляет не менее 180–200 рублей, в эту же сумму входят и затраты на упаковку. Бутылку мы приобретаем у новочеркасского завода «Актис» и турецкого завода «Русджам-Кубань», а пробку испанского производства — у немецкого продавца. Чтобы превратить это занятие в рентабельный бизнес, нам нужно продавать вино по цене не менее 600 рублей за бутылку.
N: — Как оцениваете уровень конкуренции в этом сегменте?
А.С.: — Виноделов в Ростовской области немного. Российские заводы я не могу назвать конкурентами — на мой взгляд, они делают продукцию другого качества, чем это могло бы быть в условиях малого производства в сельхозкомплексах. Вино должно быть произведено из свежего винограда, а при его приготовлении зачастую используют концентрат. Согласно данным Росалкогольрегулирования, до 90% вина на полках наших супермаркетов является фальсификатом. Я считаю, что из-за рубежа к нам тоже поставляется продукт, далекий от настоящего вина. Мы не претендуем на нишу дешевой низкокачественной продукции, так что соревноваться с тем, что стоит на полках магазинов, нам совсем не трудно. Наша цель — производить вина высокого качества, вплоть до элитных, а это возможно только в условиях ручного производства.