«Мы формируем новый рынок»
Западная идея организации онлайн-торгов для заказчиков и частных перевозчиков, где одни экономят на доставке до 70%, а другие зарабатывают, загружая транспорт на обратном пути, вдохновила ростовских бизнесменов Игоря и Антона Коноваловых. Вместе они являются совладельцами онлайн-сервиса «Везет Всем» (ООО «Рувил.ру»), на сегодняшний день в его развитие инвестировано 300 тыс. долларов из средств семейной девелоперской компании «Инпром Эстейт». По словам Антона Коновалова, в ближайших планах — начало освоения «сумасшедшего рынка» B2B.
Онлайн-сервис «Везет Всем» фокусируется на сегменте b2c: перевезти бытовой груз (от мебели до продуктов питания) заказчику обещают с экономией за счет онлайн-торгов между перевозчиками. Для того чтобы выйти на точку безубыточности, «Везет Всем» нужно, чтобы через сайт ежемесячно совершалось сделок на 12 млн рублей. К этому показателю, по словам Антона Коновалова, проект придет в апреле 2013 года (в декабре 2012-го. объем сделок составил 6 млн рублей). Сайтом пользуются около 5,5 тысячи перевозчиков и 20 тысяч заказчиков. С помощью новой бизнес-модели в «Рувил.ру» надеются избежать возврата комиссий перевозчикам, от услуг которых отказались заказчики. Рынок b2b «Рувил.ру» планирует осваивать с середины 2013 года, когда закончит работу по обновлению интерфейса. N: — Охарактеризуйте масштаб деятельности «Везет Всем» на сегодняшний день.
А.К.: — У нас зарегистрировано 5,5 тысячи перевозчиков, около 20 тысяч заказчиков. География — вся Россия. Выделить отдельные регионы не могу. В день поступает примерно 150 заявок от заказчиков. Если смотреть по всем категориям, то свыше 40% имеют более одного ценового предложения, 15% заявок остаются без предложений. Это достаточно неплохой результат. С момента монетизации (введения оплаты услуг сервиса. — N), которая произошла в июне 2012 года, общий объем сделок, совершаемых с помощью сайта, вырос: если вначале он составлял 0,5 млн рублей за месяц, то сегодня — это уже больше 6 млн рублей. Динамика ежемесячная. Средний чек сделки — 23–25 тыс. рублей. Размер нашей комиссии от каждой сделки — в среднем 6%.
Изначально из 100 человек, приходящих на наш сайт через контекстную рекламу, только 5–6% добавляли заявки. Мы изменили посадочную страницу, на которую попадает пользователь при нажатии на баннер, и получили результат в 16%. Знаем теперь, как в других категориях привлекать людей: необходимо сделать максимально удобным и понятным сайт для пользователей. Естественно, есть маркетинговые ходы, реклама в интернете.
N: — Какие каналы продвижения проекта вы используете?
А.К.: — Размещаем контекстную рекламу. Опыт офлайновой рекламы у нас отрицательный. SEO-продвижением, т. е. повышением позиций сервиса в поисковых системах по заранее отобранным запросам, занимается московская компания. Мы выбрали около 500 слов для «Яндекса» и Google, которые нам интересны. Есть договоренности с AVITO.ru, но оттуда приходили заявки в среднем на 2–3 тысячи рублей, нам это не очень интересно. Рассматриваем варианты партнерского сотрудничества.
N: — Какой объем средств уже инвестирован, вышел ли проект на окупаемость?
А.К.: — Более 300 тыс. долларов уже привлечено. Мы планомерно уменьшаем объем ежемесячных инвестиций. К апрелю 2013 года планируем выйти на точку безубыточности. Это значит, что ежемесячно сделок будет заключаться не менее чем на 12 млн рублей.
N: — Кто сегодня финансирует проект?
А.К.: — Мы используем собственные средства семейной девелоперской компании «Инпром Эстейт». После того как на венчурной выставке я познакомился с разработчиками идеи (руководитель Алексей Козлов), мы с братом Игорем Коноваловым приняли решение войти в проект и развивать его.
N: — Велика ли конкуренция на вашем рынке?
А.К.: — У нас один конкурент — «Перевези», который образовался за полгода до нас. Но на нашей стороне более удобный, на мой взгляд, интерфейс, та версия сервиса, которая появится весной 2013 года, будет на голову выше. У нас отличная команда. Уверен, мы оторвемся.
N: — На ваш взгляд, каковы перспективы развития онлайн-сервисов для рынка грузоперевозок?
А.К.: — Я убежден, что за этим будущее. В конечном итоге такой поиск перевозчика для заказчика в рунете станет единственным. Темпы роста сохраняются на уровне 40–50% ежегодно. «Везет Всем» — это, по сути, глобальная логистическая компания, пользуясь услугами которой, заказчик экономит 20–70% от суммы сделки. Происходит это благодаря системе онлайн-торгов. Заказчик устанавливает максимальную цену и выбирает из предложений перевозчиков наиболее оптимальное.
Но и сегодня в рунете людей приходится убеждать, рассказывать обеим сторонам, как это удобно и как этим пользоваться. Мы с «Перевези» этот рынок сейчас формируем. По официальным данным, общий объем российского рынка грузоперевозок составляет более 800 млрд рублей. При таком огромном обороте нам всем найдется место, в конечном итоге будут появляться и другие игроки.
N: — Многие перевозчики говорят об откровенном демпинге в рамках онлайн-сервисов.
А.К.: — Если бы сервис не приносил пользу, грузоперевозчики не платили бы, не искали бы заказы и не торговались бы. 30–50 перевозчиков ежедневно добавляются на сайт самостоятельно. Сервис дает возможность извлечь выгоду обеим сторонам. К примеру, перевозчику важно найти груз, который можно доставить из точки А в точку Б, когда он возвращается назад пустым. Не стоит забывать, что транспортные компании озвучивают цену без учета обратной загрузки. У нас нет опасений относительно жизнеспособности проекта, есть успешно развивающиеся западные аналоги. Модель работает.
N: — Расскажите о вашей среднесрочной стратегии.
А.К.: — 25% исполняемости заказов к середине 2013 года — это минимум (сейчас — 20%). В течение этого года будем работать над привлечением сектора b2b, расширять проект на страны СНГ.
В частности, мы уже сегодня сотрудничаем с крупными транспортными компаниями — ПЭК, Dimex, «Энергией». Сейчас можно добавить заявку, например, на строительные грузы. Раньше мы хотели разделить сервисы b2c и b2b, создав для последнего отдельный сайт, но позже от этой идеи отказались. В этом нет необходимости.
Я был руководителем ростовского филиала металлотрейдерской компании «Инпром» и знаю, как высока конкуренция на рынке в сфере торговли. В конкурентной борьбе стоимость доставки иногда играет финальную роль в выборе покупателя. Ты даешь возможность сэкономить такому заказчику, а перевозками он пользуется ежедневно. Это сумасшедший рынок, который глупо не осваивать.
N: — Как будете выходить на страны СНГ?
А.К.: — У нас уже выкуплены домены в Белоруссии, Казахстане и Украине. Активно разработкой проекта займемся в этом году. Но наша первостепенная задача — охватить всю Россию. В 2013 году появится финальная версия проекта. Полностью изменится дизайн, добавится функционал. На сайте будет новая форма детализации заявки, из которой заказчик получит максимум информации о перевозчике. Идет разработка мобильной версии сайта. Но главное — мы изменим действующую, далеко не идеальную, бизнес-модель. Если сейчас мы берем деньги с перевозчиков по факту исполнения сделки, то в дальнейшем для них сервис станет бесплатным. Заказчик, соглашаясь на предложение перевозчика, будет перечислять залог сервису, который и будет нашей комиссией. Мы предполагаем, что в среднем это будет 8–9% от стоимости сделки. Сегодня возврат комиссий перевозчику, от услуг которого отказался заказчик, — наша основная головная боль. Бывает, что люди оставляют заявки и принимают предложения просто так, чтобы прицениться.
N: — Когда это произойдет? Вы не боитесь, что в этом случае часть заказчиков просто уйдет на тот же сервис-конкурент «Перевези», где для них услуги бесплатны?
А.К.: — Ориентировочно это произойдет весной 2013 года. «Перевези» сталкивается с теми же проблемами, что и мы. Рано или поздно они сделают то же самое, потому что это оптимальная бизнес-модель сервиса. По такой схеме работают два крупнейших аналога в Европе и Америке. Ежемесячный оборот одного из них, Shiply, составляет 15 млн евро.