«Категорически не хотим видеть в магазине массмаркет»
Владелец компании «Будда Керамикс» Антон Кириллин в 21 год имеет два профильных образования, ориентируется на британские модели семейного бизнеса и считает, что главное условие финансового успеха — постоянное совершенствование мастерства. Антон Кириллин вырос в Чкаловском микрорайоне, знает множество шуток про глину и хочет разграничить хендмейд и профессиональное ремесло. Студенческий стартап получил государственный грант и вырос из магазина керамических изделий ручной работы в небольшое производство, где все — от добычи сырья до изготовления инструмента — делается вручную.
N: — Что такое «Будда Керамикс» и как появился проект?
А.К.: — На данный момент «Будда» — это и моя мастерская, и магазин, и серия мастер-классов и ярмарок от различных мастеров. Будда — давнее дворовое прозвище. Я всегда старался быть лоялен к людям и миролюбив. Правда, рос на Чкаловском, много лет занимался пляжным волейболом и боксом, потому как заниматься глиной в таком окружении себе дороже. Знаю миллиард шуток про глину, зато дальше шуток вопросов не возникало. Даже пытался донести окружающим, что ремеслу учиться интересно и нужно. Когда стал вопрос о начале предпринимательской деятельности, взял это имя — оно очень хорошо иллюстрирует мои цели и ценности. Сначала это был просто магазинчик для реализации моих работ. Затем к нам начали приходить мастера, и мы решили перейти на формат аренды полок. В ассортименте сейчас практически все популярные группы — от бисерных сумок до картин. На волне интереса к ремесленным изделиям некоторые пытаются заработать перепродажей стилизованных фабричных изделий, но мы категорически не хотим видеть в магазине массмаркет. Это задает определенный уровень аудитории. Есть постоянные клиенты, которые приходят за определенными вещами, а есть те, кто приходит за вдохновением или с вопросом. Сейчас «Будда» — это уже сформированное пространство по интересам, где готовы обсудить любую технику изготовления, вопросы качества. Мы умеем изготавливать практически все, что представлено в магазине. Сезонно устраиваем мастер-классы и ярмарки. Идея в том, чтобы не только популяризировать изделия ручной работы, но и в некотором смысле разграничить хендмейд и профессиональное ремесло, сделать более понятное для покупателей ценообразование и повысить интерес к прикладным вещам. Общество понемногу отходит от одноразового потребления, но массовый спрос на качественные долговечные вещи еще не сформировался, пока это скорее мода. Часть мастеров пришли к нам сами, кого-то мы пригласили.
N: — Вам удалось воспользоваться господдержкой?
А.К.: — Мой преподаватель на втором курсе предложил мне принять участие в конкурсе «Студенческий стартап». Это государственный проект, который поддерживает студентов, уже имеющих собственные разработки. Я принимал участие от ДГТУ, преподаватели оказали хорошую поддержку в качестве советников. Оказалось, важно не забывать и об учебе, увлекся, и чуть не отчислили за пропуски. Я стараюсь не полагаться излишне на господдержку, но это крайне положительный опыт. Очень компетентная комиссия, готовы подсказать и помочь, отчетность крайне лояльная, с оглядкой на студентов без опыта. Что меня восхищает больше всего, так это то, что государство помогает студентам даже в непростые времена.
N: — Какие вложения потребовались?
А.К.: — По гранту получили миллион рублей. На первый взгляд это отличная сумма, я видел, как студенты первым делом снимают помещения стоимостью в районе 100-120 тысяч рублей. В итоге это не приносит ожидаемых доходов, и они закрываются через пару месяцев. Мы этот этап перескочили, идем осторожнее и не ждем мгновенной окупаемости. Дополнительные собственные вложения несколько превысили эту сумму, и потребуется еще. «Будда» еще совсем молодой проект, поэтому, конечно, приходится подрабатывать, пока не вышли на устойчивую прибыль.
N: — Вы работаете один?
А.К.: — Меня всегда восхищали семейные предприятия Великобритании, я хотел бы со временем видеть свой бизнес таким же. Со мной работает моя невеста Кристина Патеева, с документацией помогает отец, у него солидный предпринимательский опыт. Кристина сейчас получает образование, но находит время участвовать в проекте. Мы можем более эффективно работать, поскольку время на обсуждение никак не зависит от рабочего графика. Мы идем друг другу на уступки. Меня всегда беспокоит коммерческий вопрос дела, она же волнуется о визуальной части наших проектов.
N: — Рынок ремесленных изделий еще не насыщен?
А.К.: — Если речь об украшениях, недорогих изделиях — тут нет пресыщения, но есть колебания спроса. Не раз было, когда что-то начинают массово скупать, мастера кидаются в это направление, а потом спрос падает до нуля. К примеру, недавно это были гипсовые миниатюры и эпоксидная смола. Сейчас они покупателям не интересны. На масштабные вещи и произведения искусства спрос стабильный, и он никогда не будет ажиотажным.
N: — Ваше основное занятие — керамика?
А.К.: — Это основа, к чему я целенаправленно шел. С детства увлекался ручной работой, любил ковать металлические изделия, лепил посуду для чайных церемоний, резал по камню и многое другое. В итоге решил остановиться именно на керамике, поскольку это действительно «теплый материал», который требует целой науки. Образование я получал в ДГТУ по специальности «художественная обработка материалов», до этого закончил РСХТ по направлению «художник народных промыслов». Учился работать в гончарной школе «Круг» подмастерьем, после чего ушел с целью дальнейшего обучения уже в новых местах, в том числе и не в Ростове. Мы производим посуду в технике «обварка», это древнейшая из разновидностей глазури. Стараемся продолжать направление, потому что оно одно из умирающих в керамической сфере, требует отточенного навыка. Когда ты достаешь керамику температурой 900-950 градусов, огромный риск ее уронить, я ожоги получаю чаще, чем простуду. Состав для обварки авторский, он основан на молоке, злаках. Также используем более распространенное молочение с вощением. Я закупаю в деревнях натуральный и свежий пчелиный воск, практически у пчел отбираем. В прошлом году, увы, собственное производство было небольшим — стараемся работать на качество, я не набираю лишних сотрудников. Сейчас керамистов крайне мало, а хороших — еще меньше, в большинстве мастерских Ростова работают одни и те же люди в разные дни. А спрос на изделия не такой большой, как хотелось бы.
N: — Где закупаете сырье, оборудование?
А.К.: — По возможности все делаю сам — от добычи или закупки глины до финального обжига. Из оборудования, по сути, необходимы гончарный круг и печь. Стеки, струны, скальпели для обработки глины мы делаем сами, нет нужды в большом количестве инструментов для простых изделий, иногда работаю и банальным ножом. Сырье производим сами, посчастливилось приобрести участок с неплохими запасами глины. Для отдельных задумок беру исинскую глину, это одна из самых лучших глин для китайской посуды, но и одна из самых дорогих. При необходимости докупить оборудования можно у российских производителей.
N: — Вы конкурируете с китайскими производителями?
А.К.: — В массовом сегменте, конечно, нет. У меня небольшой ассортимент и высокая планка качества. На заказ мои изделия стоят от 15 тысяч рублей, к примеру, за чайник. Был опыт, предложил свои заварочные чайники на китайский рынок, и их брали охотнее местных.
N: — У вас есть долгосрочные планы?
А.К.: — Из реалистичных — продолжать учится и бизнесу, и ремеслу. В самом начале обучения мне сказали: «10% дела ты узнаешь за два месяца, 80% — за год, а чтобы узнать свое дело полностью, понадобится вся жизнь». Буду проверять на практике это утверждение.