IT-лагерь и школы программирования: как развивается образовательный проект для детей в Ростове
Предприниматель Владислав Алифанов развивает сеть детских IT-школ «Технодром». Почти за 4 года существования проекта он открыл три филиала, запустил онлайн-школу и летний IT-лагерь. Образовательная веб-платформа «Технодрома» уже собрала ребят со всего мира. Сейчас обучение идет на русском. В планах — добавить английский и вывести проект на международный уровень.
Основатель проекта «Технодром» Владислав Алифанов по профессии инженер по информационной безопасности. Роботы, программирование и разная техника близки ему давно, рассказывает Владислав:
— Мы с супругой хотели организовать свое дело, думали, что интересного можно придумать. Заметили, что школы робототехники начали набирать обороты. Мы решили открыть такую в Ростове.
Основной сложностью, как и у многих стартапов, на первом этапе стала нехватка средств для запуска проекта. О стартовом капитале и речи не шло, говорит Владислав:
— У нас были совсем небольшие средства. Думали, как уговорить родителей и друзей вложиться в это дело. На открытие первого офиса ушло 400 тысяч рублей. На них купили оборудование, конструкторы, ноутбуки, роутеры, заморочились с дизайном интерьера.
Целевой аудиторией проекта стали дети от 6 до 16 лет. Школа проводит обучение по трем направлениям: программирование, робототехника, цифровое творчество. Каждое из них подразделяется на три этапа: начальный, средний, продвинутый. На первом уровне дети учатся азам: подключают моторчики и датчики, изучают основы алгоритмического мышления и визуальные языки программирования, на более продвинутых — работают с электронными компонентами, изучают схемотехнику и работают со взрослыми языками программирования.
— На начальном этапе дети учатся основам разработки игр, блочному программированию, простой алгоритмизации, — рассказывает Владислав. — Потом создают веб-сайты, мобильные приложения. На третьем уровне уже начинается настоящее цифровое творчество — игровая разработка, интересные полноценные 3D-игры, веб-дизайн. Работаем на разных программах. Начинаем с общеизвестных мировых — Scratch и Construct, которые несложно осваивать. Приложения для смартфонов создаем на App Inventor. На среднем уровне учим более сложные вещи — языки программирования JavaScript, Python, графический редактор FIgma. На продвинутом этапе ребята осваивают Unity и C#. Ребенок, конечно, не создаст программу на уровне профессиональных команд, но родители обычно удивляются тому, к чему приходят дети, какие сайты и игры создают.
Методические разработки компания делает самостоятельно. С детьми занимаются практикующие программисты и студенты IT-специальностей старших курсов вузов. Чуть больше года назад «Технодром» стал развиваться и в онлайн-формате. Для офлайн-школы период самоизоляции стал испытанием. Пришлось быстро перестраиваться и переводить занятия на веб-платформу. Спасло то, что разрабатывать ее стали за несколько месяцев до начала пандемии коронавируса, и к моменту введения режима самоизоляции платформа была практически готова. На вопрос, может ли обучение онлайн дать ребенку такой же образовательный и эмоциональный эффект, как офлайн-занятие, основатель проекта отвечает, что все зависит от характера ребенка:
— Есть ребята, которым нужно, чтобы преподаватель контролировал их и был рядом. Есть очень самостоятельные дети. Онлайн-занятия иногда дают даже больше эмоций, чем офлайн. У нас есть чат, там постоянно идут диалоги, дискуссии, обсуждают домашку, скатывают ее друг у друга. Нормальная школьная движуха, только онлайн. Классно, когда ученики из других городов и стран могут знакомиться и общаться. У нас есть несколько ребят из Казахстана, Украины и Испании. Детей из России, конечно, больше.
По таймингу и учебной программе занятия схожи с уроками в офлайн-школе. Ученик подключается к платформе, включает демонстрацию экрана, чтобы учитель мог ему подсказывать и помогать, и работает вместе с преподавателем. Занятия проходят в группе до 6 человек.
— Программирование мы смогли перевести в онлайн, а робототехнику пока нет, — делится предприниматель. — Есть плохие аналоги вроде симуляторов, но это совсем не то. Шестилетним, конечно, сложновато в онлайн-школе, не хватает усидчивости, а ребята постарше нормально занимаются. Обучаем преподавателей, как мотивировать ребенка и сделать обучение интересным.
Спрос на офлайн-школу сейчас выше, чем на онлайн-занятия, говорит Владислав. За три года проект удалось масштабировать до трех филиалов, один из которых открыл преподаватель школы, купив франшизу «Технодрома». В летний период школа запускает IT-лагерь, который помогает пристроить ребенка летом и найти ему интересное дело. Это аналог традиционного детского лагеря, только без ночевок и с уклоном в IT:
— Лагерь — безумие, которое длится 2 недели по будням с 9.00 до 17.00. Там в отличие от уроков неформальная атмосфера, программа более обширна. Это IT-интенсив, где за 2 недели мы учим азам и программирования, и робототехники, и 3D-моделирования, монтажу видео и графическому дизайну. Дети создают свои модели, мы печатаем их на принтерах. В программу входят картинг, гонки на радиоуправляемых машинках в парке, выездные экскурсии, лазертаг. В конце смены ребята монтируют видео «Как я провел лето».
Создавая «Технодром», Владислав вдохновлялся крупными зарубежные школами, российскими сетями «Алгоритмика» и Kodland, наблюдал за тем, как устроен маркетинг. Визуальное оформление школы (учебные пособия, интерьер), которое создает нужную атмосферу, очень важно для такого проекта, отмечает Владислав. «Технодром» дает комплексное образование и обучает почти всем IT-специальностям. Это основатель проекта считает основным конкурентным преимуществом школы. Рынок онлайн-обучения, по его словам, сильно перегрет, но расти еще есть куда:
— На образовательный рынок пришло много крупных игроков, например, «Яндекс» и Mail.ru. С ними сложно конкурировать, но и спрос большой. Проблема онлайн-курсов в том, что их бросают. Человек покупает курс, ему дают вечный доступ к материалам, и он думает: «Потом доучусь». Самое сложное — замотивировать ребенка. У многих онлайн-платформ на одном вебинаре может заниматься до тысячи человек. С преподавателем там общаются в чате. У нас живой контакт с преподавателем и небольшие группы до 6 человек. Цены ниже рыночных. Мы прошли три акселератора, в том числе в Южном IT-парке, разобрались с некоторыми нашими слабыми местами.
Сейчас проект экономически успешен и приносит прибыль. Вложенные инвестиции окупились. Количество учеников в школе превышает 400 человек. За все время существования проекта мы обучили более 2000 учеников. В среднем школа растет на 50% от года к году. В планах на ближайшее время — масштабирование проекта офлайн с помощью продажи франшизы и развитие онлайн-направления собственными силами, тестирование новых рынков, запуск обучения на английском языке с целью выхода на международный уровень.