Бизнес на золоте и оптимизме
в Ростове готовится к открытию с нуля завод, который будет выпускать золотые украшения. В ООО «Донской завод по обработке драгоценных металлов» предприниматели, заработавшие на электронных платежах, вложили около 600 млн рублей. Совладелец предприятия Михаил Косинский уверен, что через полгода-год работы завод войдет в десятку крупнейших производителей России.
Первые ювелирные изделия компания планирует изготовить в июле этого года. Заказ на продукцию обеспечит собственная оптовая компания — ООО «ЮТД Май», которая ранее размещала заказы на других предприятиях. Проектная мощность предприятия — 1 тонна в месяц, на нее рассчитывают выйти через несколько лет. Эксперты скептически отнеслись к заявленным планам, поскольку рынок сокращается уже пятый год подряд, банкротства как производителей, так и торговых компаний продолжаются.
ООО «Донской завод по обработке драгоценных металлов» планирует в июле этого года начать производство ювелирных изделий.
— Кризис — лучшее время для вхождения в ювелирный сегмент, — уверен совладелец компании Михаил Косинский. — Рынок падает, банкротятся многие производители. За последнее время с российского рынка ушло около 10 крупных производителей, занимавших его существенную долю. За счет того, что ужес-точилось законодательство, регулирующее импорт ювелирных изделий, доля рынка импортных производителей на российском рынке сократилась практически до нуля. Для оставшихся и вновь открывающихся производителей емкость рынка еще огромная. Мы проанализировали рынок и поняли, что при правильном старте через полгода-год работы с момента запуска производства мы можем войти в десятку крупнейших ювелирных заводов России (по объему производства в месяц).
Проектная мощность завода — 1 тонна готовых ювелирных изделий в месяц. На этот объем компания планирует выйти в лучшем случае к 2021 году. Около 90% оборудования уже поставлено на предприятие, проходит пусконаладку.
Объем инвестиций — 600 млн рублей собственных средств.
— Это деньги, заработанные нами на преды¬дущей деятельности — на рынке электронных платежей, просуществовавшем до 2015 года, — пояснил Михаил Косинский. — Как электронный финансист я обратил внимание на золото, которое постоянно растет в цене. На ювелирном рынке оборот идет в золоте и еще позволяет зарабатывать маржу. Маржинальность ювелирных предприятий — 10–15%, плюс само золото растет на 2–3% в год — это космос. Мы рассчитываем на рентабельность 2% при выходе предприятия на полную мощность. До этого момента рентабельность будет выше.
Срок окупаемости с учетом текущего состояния экономики — около 10 лет.
— Чтобы понять этот рынок, год назад я организовал оптовую компанию — Ювелирный торговый дом «Май», — поясняет г-н Косинский. — Это ростовская компания с офисами в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, поставляющая продукцию по всей стране. По объемам сбыта компания входит в десятку крупнейших оптовиков России. Торговое направление выстроено по давальческой схеме. Компания закупает золото пробы 999,9 и размещает заказы на внешних ювелирных производствах. В настоящий момент мы работаем с десятком крупных производителей, и у нас более 200 постоянных клиентов (делают заказы не реже одного раза в месяц) по всей России, и есть еще множество компаний, которые заказывают раз в полгода-год. Производство я запускаю под подготовленный сбыт. Поэтому у меня нет сомнений в том, что весь наш объем производства найдет своего покупателя.
Основной ассортимент производства будет таким же: обручальные кольца, цепи, подвески. Номенклатура изделий составит 1–2 тыс. изделий, при выходе на проектную мощность — 15–18 тыс. изделий.
По замыслу предпринимателей, итальянские оборудование и технология позволят уменьшить себестоимость, давая при этом возможность увеличить производительность. Оборудование куплено у предприятий-банкротов. Но основная масса оборудования изготовлена специально для данного производства крупнейшими итальянскими компаниями-производителями. Производственно-офисные помещения (около 6,5 тыс. кв. м) ранее принадлежали обанкротившемуся «ИМАНГО». Персонал компании составит 250 человек, пока набрали около 60. Из них трое — известные специалисты из других стран и регионов. Механики прошли обучение в Италии, обучение будет и на месте с приглашенными специалистами.
Ростовский завод делает ставку на сложные технологии, которые другие российские предприятия используют очень редко: пустотелые изделия, биметаллические изделия, особые вязки цепей. Кроме того, ведет переговоры с иностранцами о сотрудничестве в технологическом разрезе.
— Есть масса небольших итальянских производителей, у которых есть шикарные модели, технологии, но их рынок сбыта ограничен, а на российский рынок в сегодняшних реалиях они попасть не могут, — делится Михаил Косинский. — Мы ведем переговоры о том, чтобы выпускать их модели по их технологиям у нас.
Завод планирует выполнять и заказы федеральных сетей магазинов, но не оптовиков. По словам Михаила Косинского, уже есть два таких клиента.
Опрошенные N специалисты со скепсисом отнеслись к амбициям ростовских предпринимателей.
— Упомянутые технологии применяются на российском рынке, ограничений в технологиях не существует, — убежден гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. — Однако успешность зависит от спроса, поэтому производят то, что востребовано рынком. Выиграть за счет технологий вряд ли получится. Рынок занят, мощности действующих предприятий загружены лишь на 20%, продолжаются банкротства, поэтому сейчас не самый удачный момент для выхода на рынок с новым производством. Для продвижения продукции потребуется много маркетинговых усилий, а также необходимо производить изделия очень дешево. Однако сырье сейчас стоит одинаково во всех регионах. Одну тонну в месяц сейчас не производит ни один из российских заводов. Это пятая часть рынка. Возможно, у предпринимателей есть волшебная палочка, которая поможет вдохнуть оптимизм в покупателей, но я в это не верю.
— Идея запустить крупный завод в текущей ситуации выглядит как минимум странно, — считает участник ростовского ювелирного рынка, попросивший об анонимности. — За последние 2 года в Ростове прекратили работу около 20 производителей ювелирной продукции, активно закрывались магазины. В кризис рынок сжался, и восстановления пока не происходит. Заявленный объем выпуска — это просто фантастика! Массовый сегмент, в котором, видимо, рассчитывает работать новый игрок, страдает от того, что у потенциальных покупателей сократились доходы, а ювелирные изделия не входят в круг товаров первой и даже второй необходимости. Если стоит вопрос выбора, многие люди, например, предпочитают поездку на отдых покупке украшений. Безусловно, есть игроки рынка, которые продолжают развиваться. Например, сеть «585». Но, по неофициальным данным, у компании нет своего глобального производства: она занимается скупкой прошлых коллекций у других продавцов. Проще говоря, выкупает с большим дисконтом сильно залежавшиеся остатки. Затем реализует изделия конечным потребителям по низким ценам.