г. Ростов-на-Дону
27 января 2022 15:27:01

«Пока наши покупатели в основном из Москвы»

Татьяна Проворова, управляющая галереей современного искусства 16th LINE, открытой год назад, рассчитывает выйти на прибыльность к концу 2013 года. К основному источнику дохода галереи — продаже произведений современных авторов — в ближайшее время добавят арт-туризм и экспериментальный театр
«Пока наши покупатели в основном из Москвы»

По словам управляющей 16th LINE Татьяны Проворовой, галерея стала единственной в России, официально занимающейся взаимообменом — демонстрацией актуального западного искусства в Ростове и продвижением местных художников на Западе. Она отмечает, что ростовчане пока осторожны при покупке произведений современного искусства, большую активность проявляют москвичи. Диапазон цен на продаваемые работы — от 1 до 100 тыс. евро. Галерея также стала соучредителем экспериментального театра «18+», который начнет работу в декабре, и приступила к развитию нового направления — арт-туризма.


N: — Почему из четырех проведенных в Ростове выставок только одна представляла российских авторов, а остальные — европейских?

Т.П.: — Когда мы разрабатывали бизнес-план и концепцию, то ставили задачу отстроиться от всех и сделать проект, который будет принципиально отличаться от всего, что есть сейчас в России. Наши цели — представлять европейское искусство в Ростове и показывать южных художников в Европе. То есть суть идеи — в обмене, взаимовливании молодого современного европейского искусства на юг страны и наоборот. В России площадок, которые действуют подобным образом, больше нет. Что касается прошедших мероприятий, то для нас они одинаково значимы: каждое вызывало большой резонанс в городе. В среднем одну нашу выставку посещают 2 тыс. человек, что для Ростова очень много. «Заложники пустоты», которыми мы открылись в конце прошлой осени, — совместный проект с Третьяковской галереей. До нас эти работы показали в рамках 4-й Московской биеннале. Это очень серьезно — стартовать проектом, который был сначала показан в Москве на некоммерческой площадке. Кстати, мы не только там представляли актуальных российских авторов. Фестиваль уличного искусства, проходивший в августе, включал проект «Гоп-Арт» Кирилла Шаманова. В нем принимали участие только русские художники. А совместный проект Berlin tut gut! c немецкой галереей CFA стал первым кирпичиком в том мосте, который мы начали прокладывать в Европу. Мы действуем в рамках концепции «галереи галерей», представляющей коллекцию конкретной площадки. Это возможность познакомить зрителя с временным срезом или направлением в искусстве.

N: — Какие проекты запланированы на ближайшее время?

Т.П.: — В декабре на площадях бывшей макаронной фабрики откроется экспериментальный театр «18+». Именно там в конце лета мы проводили Фестиваль уличного искусства. Тогда был сделан вывод, что это очень хорошее пространство. Вообще, использование индустриального пространства для выставочных целей — общемировая практика. Идея театра уже давно вынашивалась и мною, и владельцем галереи (бизнесмен Евгений Самойлов. — N). В частности, хотелось показать пластический театр и была возможность его привезти, но не было площадки. Проект мы делаем совместно с актрисой и режиссером Ольгой Калашниковой. Она стремится продвигать в Ростове современный европейский экспериментальный театр. Мы решили объединить наши силы, идеи, фантазии.

Мы полностью берем на себя организацию новой площадки, причем не только для театра. Идея получила развитие: здесь также появятся мастерская для молодых художников, с которыми галерея заключила договор, и некоммерческая выставочная площадка, которая позволит нам оставить в 16th LINE только галерейную часть и перенести на нее некоммерческие, музейные проекты.

Что касается выставочной деятельности, то 25 октября мы открыли экспозицию работ Зигмара Польке. Это музейный проект, организованный совместно с Гёте-Институтом. Польке — немецкий авангардный художник, уже, к сожалению, почивший. Он прославился, получив «Золотого льва» Венецианской биеннале за работы, написанные с применением химических препаратов. Картины меняли свои цвета в зависимости от количества посетителей экспозиции. Мы привезли другую серию — из 40 гуашей. Это тоже эксперимент, поскольку техника очень своеобразная. Хорошо, что это серия: такие работы позволяют изучить фрагменты жизни автора.

Также мы занялись развитием арт-туризма. На VIENNAFAIR мы приглашали несколько ростовчан, которые коллекционируют произведения современного искусства. Организаторами была предложена очень обширная программа, а нам давалась возможность пригласить определенное количество гостей, которые могли бы принять в ней участие. Объем мероприятий, связанных с искусством, был очень велик — от завтрака с коллекционерами до походов по музеям и частным коллекциям, а также лекции, симпозиумы, семинары. Заканчивался день тоже весьма необычно, например ужином в музее в честь выставки Густава Климта. Чтобы арт-тур состоялся, нам нужна небольшая группа желающих — от 6 человек.

N: — Работа с европейцами и дальше будет приоритетным направлением?

Т.П.: — В обозримом будущем мы начнем привозить американских, азиатских и даже австралийских авторов. В Австралии, кстати, у нас даже есть свой человек. (Улыбается.) Один из нюансов — в том, что с Европой работать дешевле. Организация выставки европейской галереи обходится нам в среднем в 50 тыс. евро, включая затраты на логистику. При этом европейские партнеры решают все вопросы до отправки работ: берут на себя упаковку, транспортировку по Европе, оформление таможенных документов. Если речь пойдет об Азии или Америке, наши затраты на организацию увеличатся в несколько раз. Шаг в этом направлении мы сделаем чуть позже. Наладив европейские контакты, мы также решили активно заняться продвижением ростовских художников.

N: — По какому принципу вы формируете образовательно-просветительскую программу: лекции, видеопоказы и прочее?

Т.П.: — Основной принцип — отталкиваться от темы, которой посвящена выставка, проект. Мы стараемся каждый проект объяснить. Каждый раз обязательно приглашаем 1–2 художников, чьи работы выставлены. Они учас­т­вуют в открытии, а на следующий день — в интерактивной встрече со зрителями, где рассказывают о себе, отвечают на вопросы, общаются. Прийти на эти встречи может любой желающий. Приятно, что каждый художник хочет к нам вернуться. В наших планах есть даже создание арт-резиденции для художников в летнее время. Суть такого взаимодействия в том, что мы обеспечиваем автору условия для жизни и работы, а по истечении определенного срока он устраивает выставку и расплачивается с галереей своими работами.

N: — Как сегодня обстоит дело с основной функцией галереи — продажей работ?

Т.П.: — Этот процесс идет довольно стабильно, но пока наши покупатели в основном из Москвы (на сайте доступна опция приобретения каталогов и заказа произведений on line. — N). В Ростове люди еще не научились приобретать произведения современного искусства. Ростовчан, которые осознанно коллекционируют их, пока не больше десяти человек. Тех, кто приобретает работы по случаю, с оглядкой на других, больше. У людей сохраняется страх: ценность этих работ в отличие от, скажем, антиквариата для них не очевидна. Кроме того, у нас все смотрят друг на друга, ждут, когда кто-то что-то скажет, сделает, кто-то купит первым. Количество проданных работ — величина непостоянная; за единицу времени я брала бы проект. Например, сентябрьская ярмарка VIENNAFAIR оказалась для нас очень удачной во всех отношениях. Cтолк­нувшись с массой организационных проблем, мы, во-первых, получили грандиозный опыт, а во-вторых, из 12 привезенных работ продали больше половины. Особым спросом пользовались скульптуры бультерьеров из папье-маше Марии Богораз. В начале октяб­ря владелец ярмарки дополнительно заказал нам несколько таких работ. Почти все продажи в Вене происходили в ценовом диапазоне от 3 до 10 тыс. евро.

Как правило, работы молодых ростовских художников, с которыми у галереи заключен договор, стоят от 3 до 6 тыс. евро. Если мы продаем работы российских авторов, уже заработавших имя, например Александра Сигутина, Владимира Анзельма, то их цена — от 6 до 15 тыс. евро. Произведения европейских художников стоят от 1 до 100 тыс. евро. Расходы по транспортировке и упаковке мы берем на себя, также страхуем работу на период доставки. Мы рассчитываем, что галерея начнет приносить прибыль после двух лет работы. Для такого бизнеса это не большой срок.

N: — Насколько высок градус конкуренции среди площадок, представляющих современное искусство в Ростове?

Т.П.: — К сожалению, конкуренции я пока вообще не ощущаю. Вторая южнороссийская биеннале современного искусства не состоится. Ее планировали сделать виртуальной, но для этого все равно нужны технологии, а значит деньги. Их нет, как и спонсоров. Все было предрешено. Нам предлагали участвовать, но хотели не творческого участия, а просто денег. Но мы не готовы заниматься подобными проектами просто как спонсоры, поскольку способны на большее.

С Музеем современного искусства на Дмит­ровской у нас довольно теплые отношения, но совместных проектов нет. Как и с Creative Space, хотя его нельзя в полной мере считать выставочной площадкой. Но, по крайней мере, там молодым художникам дают возможность выставляться. Удивительно, но попытка отстраниться есть у Ростовского областного музея изобразительных искусств. Я знаю, что он при финансовой поддержке области провел уже второе с начала осени мероприятие, где фигурировало словосочетание «современное искусство», но озадачена тем, что это почти не анонсировали — людям об этих фестивалях просто неоткуда было узнать.

Просмотров: 2803

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
image
Архитектурные голограммы, виртуальные ассистенты и 3D-туры по жилым комплексам: компания Goodini из Ростова стала резидентом «Сколково» с проектом визуализации объектов недвижимости. Сейчас география продаж фирмы охватывает Ростов, Москву и Сочи. Чтобы масштабироваться быстрее, компания ищет инвестора.
Новые компании
image
В Краснокутском сельском поселении, в 1 км от трассы М4 Дон (1001 км) в сторону Шахт компания Green Drive бывшего гендиректора АФК «Система» Андрея Дубовскова установила зарядную станцию для электромобилей. Она стала частью развиваемой компанией сети заправок вдоль трассы М4. До сих пор заправить электрокар на Дону можно было, например, в ростовском конгресс-отеле «Амакс» и еще нескольких точках донской столицы.
Новые компании
image
В ростовском ТРК «Горизонт» готовится к открытию ресторан Avobar, третий по счету в одноименной международной сети после заведений в Лондоне и Гонконге. Его основатели — Лиана Казарян и Артур Товмасян — бывшие ростовчане. Площадь заведения — 150 кв. м. Его меню основано на авокадо, средний чек составит около 950 рублей. Формат, придуманный бывшими ростовчанами, приобрел популярность в Лондоне, затем появился в Гонконге. Пандемия сместила акценты, и вместо следующей намеченной точки в США предприниматели в партнерстве с местным ресторатором Романом Панченко решили пойти в Россию, начав с Ростова.
Новые компании
image
С 20 октября на временную овощную ярмарку в старом аэропорту прекратили завозить новые продукты, а 1 ноября она и вовсе прекратит свое существование. После этого предприниматели продолжат работу на новых местах.