г. Ростов-на-Дону
02 Июля 2020 14:56:15

«Батат — та культура, которая выросла и дала понимание, что это все возможно»

Хозяйка семейной органической фермы Анастасия Вейшторт «О, батат» рассказала, как собственные гастрономические предпочтения стали основой уникального бизнес-проекта. В отличие от интернет-магазинов натуральных продуктов компания предлагает только собственную продукцию.
«Батат — та культура, которая выросла и дала понимание, что это все возможно» Анастасия Вейшторт, О, батат
Третий год Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник выращивают органические овощи. В ассортименте ЛПХ (личное подсобное хозяйство) около 80 культур — помидоры, щавель, репа, сельдерей, цуккини, а еще экзотические овощи, которые сложно найти даже в столичных магазинах. Сейчас ферма «О, батат. Овощи ручной работы» обеспечивает до полусотни семей в неделю. Анастасия Вейшторт рассказала N о том, как они с мужем бросили городскую жизнь ради фермерских экспериментов.

N: — Как появилась идея выращивать овощи?

А.В.: — Несколько лет назад у нас появились дом и участок в Красносулинском районе. В планах было просто место для отдыха, но возвращаться в город совсем не хотелось. Позже мы рассматривали и другие места для проживания, но именно тут нам все подходит идеально — и климат, и вода, и удаленность. В итоге увеличили участок до 40 соток и остались. Когда решили жить постоянно, стали экспериментировать с огородом, выращивать овощи для себя и разнообразить рацион. Батат, который дал название проекту, — та культура, которая выросла и дала понимание, что это все возможно. Захотелось поделиться этим с единомышленниками.

N: — Планируется ли расширять ферму?

А.В.: — Нет, формат ЛПХ нам подходит, увеличивать объемы и нанимать сотрудников в ближайшее время в планах нет. Сейчас мы все делаем вдвоем.

N: — Как местная администрация относится к проекту? Есть поддержка?

А.В.: — Для целевых программ мы слишком малый бизнес, именно господдержки нет. В чисто бытовых вопросах помогает местная администрация, например зимой расчищает дорогу к ферме.

N: — Где вы берете семена?

А.В.: — На данный момент на российском рынке только одна крупная голландская компания предлагает действительно органические семена. Но есть немало людей, которые выращивают для себя, есть такие же небольшие фермы в Воронежской области, Подмосковье, которые меняются или продают посевной материал.

N: — Как формируется ассортимент?

А.В.: — Так как у нас еще нет большого опыта, пробуем все. Прежде всего то, что сами едим, на предпочтения постоянных покупателей ориентируемся тоже. Например, мы не едим лук, но выращиваем. Попробовали овощной физалис — нам вкус не понравился, а другим — очень. Сейчас еще нашли ягодный физалис, думаю, он закрепится в нашем меню.

N: — Где вы находите покупателей?

А.В.: — Помог опыт жизни в городе и понимание роли соцсетей. Сейчас клиентская база сформирована, мы через Инстаграмм и мессенджеры еженедельно уведомляем о том, что будет в доставке, и люди напрямую заказывают.

N: — Как происходит ценообразование?

А.В.: — Мы не сравниваем наши цены с рыночными или магазинными — просто уже давно там ничего не покупаем. Цена формируется из трудозатрат и расходов, мы стараемся не ставить слишком высокую. Когда экспериментируем с каким-то новым овощем, который не представлен на рынке, принимаем во внимание цену в европейских магазинах. На Москву никогда не ориентируемся — там часто цена завышена.

N: — Как удается вырастить урожай без химии?

А.В.: — Технология органического земледелия сильно отличается от той, что применяют агрокомплексы. Сейчас на рынке очень своеобразная ситуация, когда массово заходит препарат, его все используют, потом ему на смену приходит следующий, но долгосрочные исследования провести практически невозможно. Мы не считаем, что овощи от больших производителей опасны или несъедобны. Но все же предпочитаем органические продукты. Это как с воздухом в городе: им можно дышать, к нему можно привыкнуть, но на природе все становится иначе. То, что мы не используем стимуляторы, гербициды и инсектициды, вовсе не значит, что технология неэффективна. Уже существуют средства защиты как натуральные, так и промышленного производства, но органические. К примеру, есть японского производства на основе микроорганизмов. Разница в том, что в промышленных масштабах используются препараты однократной обработки, а натуральные нужно использовать повторно. Есть компании — производители необходимых препаратов, но в России нет системы сертификации и контроля соответствия, поэтому приходится каждый раз самостоятельно изучать и проверять.

N: — «О, батат» — прибыльный проект?

А.В.: — Пока речь идет о будущей окупаемости. Если просто рассматривать ферму как заработок, то лучше не браться. Это практически круглогодичный процесс, высокие риски, долгая окупаемость. Три месяца нет реализации, но это обработка земли, ремонт теплиц, посев сидератов, рассада. Но в этом году мы хотим в отпуск.

N: — Вы привлекали инвестиции для развития фермы?

А.В.: — Нет, проект появился только на наши собственные средства. Нам поступали предложения от потенциальных инвесторов, но при предметном разговоре их отзывали. Сейчас никто не готов вкладываться в предприятие с таким уровнем рисков и таким долгим сроком окупаемости. Срок инвестирования должен быть не менее пяти лет. По этим же причинам мы не привлекаем заемные средства.

N: — Идея «подписок» — это способ привлечь средства в проект?

А.В.: — Да, в прошлом году в начале сезона нам необходимы были начальные средства, и мы предложили постоянным покупателям внести предоплату 10 тысяч. За это они в сезон получают 10 недель гарантированной доставки овощей. Идею, как показал опыт, нельзя назвать эффективным инструментом. В этом году у нас 15 «подписчиков» — проданы все подписки, которые мы предлагали, но расширять список мы не планируем.

Продукты, выращиваемые на ферме, хоть и можно назвать экзотическими, но они не требуют сверхусилий в климате Ростовской области. Артишоки появились в России три века назад, рукколу выращивали несколько десятилетий назад под другим именем. Их отсутствие на прилавках объясняется исключительно нестабильностью спроса, сложностями транспортировки и хранения, а также небольшими объемами продаж. Крупные агрокомплексы предпочитают выращивать «массовые», привычные населению овощи.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые компании
image
Управляющая магазином «Дичь» Юлия Логвинова рассказала N о том, что магазин ориентирован не столько на заядлых охотников, сколько на ценителей натуральных продуктов.
Новые продукты
image
Винодельня «Кантина» запустила собственное сырное производство, сообщил глава компании Алексей Скляров. Сейчас растет интерес покупателей к натуральному сырью и продуктам, считает другой сыродел.
Практика бизнеса
image
Алексей Гриднев, основатель ООО «Донские пекарные традиции», выпускающего хлеб по старинным рецептам, приступил к развитию розничной сети пекарен и планирует продавать в них новую линейку продукции — из биозерна. 
Новости власти
image
Участники Второго всероссийского форума продовольственной безопасности сделали акцент на экологической составляющей вопроса: обсудили зарубежный опыт, а также собственные перспективы и проблемы.
Просмотров: 2468

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
image
Компания Ivlev Group, возглавляемая шеф-поваром и телеведущим Константином Ивлевым, совместно запускает гастрономическую сеть «Кукуруза» в придорожных комплексах «Транспарк», которые ростовская компания развивает на федеральной трассе М-4 «Дон». Сеть придорожного общепита хорошо развита, конкуренция велика, отмечает участник рынка транспортных перевозок.
Новые компании
image
Столичная компания «Юнион Индастриалс» открыла в Ростове офис-склад подшипников. В течение 2-3 месяцев она планирует нарастить продажи до 1 млн подшипников в месяц. Емкость рынка Ростовской области достаточно большая, но и конкуренция между поставщиками велика, отмечает один из участников рынка.
Новые компании
image
На минувшей неделе в Ростов пришел новый сервис доставки Broniboy. На старте к проекту присоединились около 100 заведений-партнеров. Ростов занял первое место в России среди городов-миллионников по доле ресторанов с доставкой, поэтому приход новых игроков на рынок не заставил себя ждать.
Новые компании
image
За год работы донскому производителю товаров для детей «Аль Пако» из Донецка удалось распространить свою продукцию в России и выйти на зарубежные рынки. директор по развитию ООО «Аль Пако» Ксения Травина заявляет, что в этом году компания планирует увеличить количество выпускаемой продукции почти в два раза.
Реклама на сайте и в газете
Заказать