г. Ростов-на-Дону
21 Февраля 2020 14:44:00

К выращиванию зерна «Степь» добавила его экспорт

Входящий в АФК «Система» агрохолдинг «Степь», один из крупнейших российских производителей сельскохозяйственной продукции, начал заниматься агротрейдингом. К 2020 году компания намерена войти в топ-5 российских экспортеров зерна. Генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко планирует в сезоне 2018/19 экспортировать 2,1 млн тонн сельскохозяйственных культур. Это в 4,5 раза больше, чем в предыдущем сезоне.
К выращиванию зерна «Степь» добавила его экспорт Андрей Недужко
В стартовавшем сельхозсезоне 2018/19 годов ростовское АО «Агрохолдинг “Степь”» планирует отправить на экспорт 2,1 млн. тонн зерновых. Это в 4,5 раза больше, чем было продано за рубеж в минувшем сезоне. Компания планирует к 2020 году довести совокупный объем экспорта растениеводческой продукции до 3,5 млн. тонн, из которых 1 млн. тонн будет составлять собственное зерно. Свои планы компании придется осуществлять в условиях жесточайшей конкуренции.

О планах агрохолдинга «Степь» корреспонденту N сообщил его генеральный директор Андрей Недужко.

— В сезоне 2018/19 наш агрохолдинг планирует экспортировать 2,1 млн. тонн, в том числе 700 тыс. тонн собственных сельскохозяйственных культур (в основном это пшеница, а также ячмень, кориандр, горох, нут, лен, горчица). Это в 4,5 раза больше, чем предыдущем сезоне, в течение которого агрохолдинг поставил на экспорт 457 тыс. тонн. Экспорт сторонней продукции при этом составил всего 60 тыс. тонн. Однако в текущем сезоне агрохолдинг планирует увеличить экспорт покупаемого на внутреннем рынке зерна до 1,4 млн. тонн.

О планах самостоятельного выхода на внешние рынки компания заявляла в 2016 году. Реализация этих планов, по данным холдинга, стала возможной благодаря налаживанию партнерства с крупнейшим логистическим оператором — АО «Русагротранс», а также зерновыми терминалами ООО «Новороссийский зерновой терминал» и АО «КСК».

В начале зернового сезона 2018/19 с помощью Альфа-банка «Степь» закупила более 400 тыс. тонн зерновых. В июле агрохолдинг, по его данным, стал лидером на Юге России по объему железнодорожных перевозок в глубоководные порты черноморского бассейна, нарастив за год перевозки с 32 тыс. до 101 тыс. тонн зерна.

Торговые операции агрохолдинга ведут кубанское ООО «Торговый Дом Агрохолдинг «СТЕПЬ» и зарегистрированная в этом году в Швейцарии торговая компания Steppe Trading SA, которая отгружает зерно на условиях FOB (Free on Board) через Азовские морские порты (Ейск, Азов, Таганрог, Темрюк, Ростов-на-Дону) и глубоководные порты Новороссийска. Основными рынками сбыта продукции являются Турция, страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Европы и Азии. Главным трейдером «Степи» стал Сергей Ищенко. Среди своих ключевых покупателей в «Степи» упоминают крупнейших мировых зернотрейдеров: COFCO, Olam, Glencore, Bunge, LDC, Interflour, Hakan, Ulusoy (см. инфографику).

Интересно, что минимум половина участников этого списка имеют свои торговые и логистические подразделения в Ростовской области.

«Гленкор» переваливает продукцию через терминал Ростовского комбината хлебопродуктов, «Луи Дрейфус» (LDC) — через терминал под Азовом мощностью 800 тыс. тонн в год. Есть свой терминал в азовском порту и у российской дочки Olam. Все эти компании работают здесь уже давно. Однако потенциал российского рынка продолжает привлекать лидеров мировой торговли. Относительно недавно зарегистрировал в Ростове свою компанию зернотрейдер из ОАЭ Hakan Agro, однако уже претендует на место в двадцатке крупнейших экспортеров Ростовской области.

— Реализовать свои планы «Степи» будет непросто, — считает вице-президент по внешнеэкономической деятельности компании «Астра Альянс» Аким Талибов. — У неё есть доступ к деньгам, но с этим на рынке проблем нет. Ей придется конкурировать с игроками, которые выстраивали свои продажи не один год. Лидеры обладают собственными терминалами, флотом, дистрибуцией за рубежом, контролируя весь цикл реализации продукции. К сильным сторонам «Степи» можно отнести наличие собственного сельхозпроизводства. Полагаю, максимум, что удастся экспортировать им в этом году — это 1-1,5 млн. тонн. Сейчас на рынке непростые времена. Турция — упала, риски на этом направлении выросли. Доступ к Новороссийску — это значит играть с участниками топ-5 в одной лиге. Но здесь «Степи» придется столкнуться с существенными логистическими и другими проблемами. Чтобы попасть на Олимп, нужно покупать портовые мощности. Даже не помню, когда это было в последний раз. Цены на них заоблачные. «Луи Дрейфус» вложил большие деньги в покупку терминала под Азовом. Тем не менее, рост экспорта, на мой взгляд, продолжится. И наша компания также планирует участвовать в этом росте.

Аналитики «ПроЗерно» отмечают, что июль — первый месяц наступившего сезона 2018/19 — побил все рекорды экспорта российского зерна на старте. По оперативным данным в июле из России отгружено 4,7 млн.т зерна. Это на 89% выше июля прошлого года и в 1,5 раза больше самого лучшего июльского результата, который состоялся в 2014 году. Такой мощный залп, сообщает «ПроЗерно», идет на фоне беспрецедентно высоких стартовых мировых цен на зерно.

— Мы видим, как с рынка уходят компании, не имеющие гарантированного доступа к инфраструктурным объектам, это прежде всего касается портовой перевалки. Их долю рынка замещают экспортеры с собственной логистической цепочкой. — делится наблюдениями генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. — Понимание этого факта заставляет нас развивать собственные инфраструктурные мощности, что позволит в начале зернового сезона 2019/20 осуществлять экспорт не только через глубоководные порты Новороссийска, но и посредством трансшипмента, используя несколько точек перевалки в Азово-Донском бассейне. Сама технология выращивания и уборки зерновых была адаптирована под требования экспортных стандартов. В хозяйствах «Степи» уже построены площадки железнодорожной отгрузки продукции в порты, а адаптированная агротехнология позволила получить значительный объем высокопротеиновой пшеницы, столь востребованной на внешнем рынке.

По словам Андрея Недужко в 2020 году компания планирует довести экспорт до 3,5 млн. тонн, из которых 2,5 млн. тонн будет приходиться на стороннее зерно. Это, по его оценкам, позволит «Степи» войти в пятерку крупнейших экспортеров зерна в РФ.

По итогам прошлого года бесспорным лидером зернового экспорта в России, согласно данным «ПроЗерно», был ростовский Торговый дом «РИФ». Как сообщали ранее в «РИФе», компания увеличила свой экспорт в 2017 году на 21% — до 5,7 млн тонн зерна, а выручку — на 30% — до 70 млрд. руб. При этом, как сообщал ранее бенефициар «РИФа» Петр Ходыкин, компания экспортировала через порт Новороссийска 2,5 млн. тонн. В 2016 году в число ближайших конкурентов Петр Ходыкин включал «Гленкор», «Астон» и «Луи Дрейфус».

Как сообщалось ранее АФК «Система» перевела во владение «Степи» 50-процентную долю в совместном с семьей Луи-Дрейфус холдинге RZ Agro, планируя объединить свои аграрные активы перед IPO, которое может состояться в 2020 году при достижении показателя OIBDA (операционный доход) в 10 млрд. рублей.

У «Луи Дрейфус» (LDC), к слову, также большие планы на Россию. Согласно собственным данным, компания ежегодно отправляет из России на экспорт от 1,5 до 3 млн. тонн зерновых. В прошлом году её представитель Николя Маган, комментируя запуск азовского терминала, сообщил, что LDC планирует строительство второго собственного в России терминала — в Тамани. LDC, по его словам, намерена потеснить на лидерских позициях ТД «РИФ» и «Гленкор», которые в течение нескольких последних лет существенно опережают других зернотрейдеров в стране.

— Через 5-6 лет мы хотим стать лидером экспорта на российском рынке, — подчеркнул он. — У нас большие амбиции. Планируем отгружать более 4 млн. тонн в год. Такие объемы мы уже экспортируем из Украины.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Услуги
Малотоннажные суда активно использовались в завершившемся сельхозсезоне для перевозки зерна из Азовского моря в Керченский пролив. Там зерно перегружали на морские суда. Спрос на прямой фрахт из Ростова в Турцию пока не на пике.
Инвестпроекты
image
ООО «Торговый дом “РИФ”» инвестирует 8 млрд руб. в строительство морского зернового терминала в Новороссийске мощностью до 12,5 млн тонн в год. Проект будет реализован совместно с Объединенной зерновой компанией (ОЗК) — госагентом по закупочным и товарным интервенциям.
Новости власти
В 2017 году в области рост экспорта был отмечен во всех отраслях экономики, отнесенных к импортозависимым, заявил министр экономического развития области Максим Папушенко на заседании Экспертного совета по импортозамещению при губернаторе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
image
Агрегатор такси «Ситимобил», одним из собственников которого является Mail.Ru Group, начал работу в Ростове. «Ситимобил» планирует занять около 30% рынка, потеснив «Яндекс.Такси», «Такси 2-306-306» и «Везет». Один из конкурентов отмечает, что рынок услуг такси в Ростове растущий, есть место для нового игрока.
Новые компании
image
В Ростове появился ювелирный бренд, который специализируется на украшениях из серебра. Предпринимательницы Наталья Склярова и Татьяна Илларионова развивают дело в достаточно редком для Ростова направлении — ювелирном искусстве. За три года их совместный проект вырос в 10 раз. Сооснователь и дизайнер U brand Наталья Склярова рассказала, как превратила хобби в бизнес и начала собственное дело с 20 тысяч рублей.
Новые компании
image
В Ростове начала работу клиника «Мать и дитя», входящая в одноименную столичную сеть медучреждений, в 2018 году эта сеть возглавила рейтинг крупнейших частных клиник Forbes. «Мать и дитя» станет пятым медучреждением в Ростове, оказывающим услуги экстракорпорального оплодотворения. Клиника претендует на включение ее услуг в региональную программу ОМС.
Новые компании
image
На «Зеленой неделе» в Берлине было объявлено о проекте ООО «Кашарский бекон» по строительству в Кашарском районе свинокомплекса мощностью 5,2 тыс. т мяса в год за 1,2 млрд рублей. Если проект будет реализован, он станет третьим на Дону по объемам выпуска свиного мяса после «Русской свинины» (входит в кубанский «Агрокомплекс») и «Батайского» (входит в «ГРУППУ АГРОКОМ»). Новый свинокомплекс должен заработать в 2022 году. По мнению эксперта, отечественный рынок насыщен, успех проекта будет зависеть от эффективности производства и того, сможет ли поставщик установить выгодную цену.