«У нас приличный лист ожидания»
Учредитель гипермаркета стройматериалов «Мир ремонта» Татьяна Шишкина готовится строить в ЗЖМ второй DIY — почти вдвое больше действующего: треть площадей занимают арендаторы, и спрос существенно выше предложения. Инвестиции в проект — более 1 млрд руб. Магазин появится на территории комплекса «Молот», который г-жа Шишкина приобрела осенью за 448 млн руб.
Владелица DIY «Мир ремонта» Татьяна Шишкина планирует строительство второго гипермаркета на Западном; его стоимость — более миллиарда рублей. Магазин появится на территории типографского комплекса «Молот», который г-жа Шишкина приобрела прошлой осенью за 448 млн руб. Инвестор провела оптимизацию и рассчитывает по итогам года увеличить выручку в 1,5 раза. До конца мая Татьяна Шишкина также планирует открыть в историческом центре города семейную клинику с первым в Ростове частным роддомом. N: — После покупки типографии «Молот» в конце года вы говорили N, что привлекли специалистов для оценки рентабельности бизнеса. Принято ли решение: сохранить его или перепрофилировать? Т.Ш.: — Решение принято, бизнес сохранен. Мы полноценно работаем и наращиваем потенциал.
Когда мы купили этот бизнес, имущество «Молота» — здания, сооружения, — да и организация процесса были в таком состоянии... Скажем мягко, неудовлетворительном. Мы привели хозяйство, оборудование в порядок и стали более конкурентоспособными. Снизили процент брака, изменили цены на закупку бумаги — то, что влияет на себестоимость.
Масштабной модернизации не требовалось: там достаточно хорошее современное оборудование, менять его не нужно. Большинство ростовских и областных газет печаталось и печатается в «Молоте», а благодаря оптимизации у нас появилась возможность увеличить клиентскую базу.
Предприятие было самоокупаемым. При этом потенциал его — очень большой! По итогам 2017 года выручка вполне может вырасти к предыдущему в 1,5 раза. «Молот» наращивает мощности, уже приносит больше прибыли, чем раньше.
Люди там сейчас работают грамотные, толковые, заинтересованные в результате.
В отличие от типографии недвижимость (здания в историческом центре. — N) приносила небольшую выручку и сама «тянула» много денег. Она в плачевном, аварийном состоянии. Примерно полгода понадобится на то, чтобы «подлатать» ее, привести в порядок. Пока мы вкладывали в усиление грунта под зданиями, следом пойдут фасады, отделка помещений. Около 40 млн потребуется на эти цели.
Офисы и сейчас сдаются в аренду, но слабо: они в не очень хорошем состоянии.
N: — Когда начнется строительство гипермаркета стройматериалов на территории «Молота»? Т.Ш.: — Мы не приступаем к реализации, поскольку есть несколько новых проектов и определенная очередность. Сначала необходимо сдать клинику, это развяжет мне руки. Также нужно привести в порядок помещения бывшего издательства «Молот». Закончим с этим — займемся вплотную разработкой проекта нового DIY. Возможно, это произойдет уже во второй половине этого года. Проектные работы займут не менее 1,5 года — при благоприятном стечении обстоятельств строительство начнется в конце 2018 года.
Мы хотим сделать DIY большей площади, чем действующий «Мир ремонта»: планируем около 40 тыс. кв. м. Инвестиции в проект — около $ 500 за кв. м — примерно 1,1 млрд руб. Средства будем использовать как собственные, так и заемные. Не исключаю, что в проекте могут появиться партнеры. Но, чтобы это произошло, нужно презентовать предложение. В идеале я бы пригласила на территорию и ретейлера продуктов питания, и мебельщиков.
N: — Какой объем заемных средств вы намерены использовать в этом проекте? Есть ли верхняя планка? Т.Ш.: — Предел разумного всегда устанавливается вместе с банком: больше разумного он и не даст.
Но, как я уже сказала, есть несколько неоконченных проектов — надо для начала запустить их, оценить прибыль, которую они способны давать. Эти 1,5 года как раз и нужны, чтобы проекты заработали. Они перестанут использовать мой интеллектуальный и финансовый ресурс и превратятся в опору, станут участниками финансовой структуры.
N: — Довольны ли вы итогами работы «Мира ремонта» в прошлом году? Т.Ш.: — Потенциал предприятия не раскрыт полностью. Показатели могли быть лучше, но новые направления бизнеса немного отвлекли меня и команду руководителей от основной задачи. Мы недостаточно уделяли внимание основному бизнесу, но сейчас, поняв это, снова сосредоточили на нем усилия.
В 2016 году мы повторили результат предыдущего года (выручка 1,4 млрд руб. — N). Но повторять нам пока слишком рано: мы еще должны расти.
Сейчас около 30% наших площадей занимают арендаторы. Оборот от сдачи в аренду меньше, чем от собственных продаж, но практически весь он является чистой прибылью. При этом спрос на площади высок — у нас приличный лист ожидания. Если одни съезжают, на их место тут же приходят следующие.
По этой причине второй DIY было решено делать большей площади: мы хотим сдавать в аренду больше, не жертвуя при этом собственными площадями.
N: — Строительный рынок начал восстановление? Т.Ш.: — Резких изменений нет. Всплески в течение года были, но искусственно спровоцированные скачками курсов валют. Вообще, жизнь идет своим чередом: новое поколение начинает жить самостоятельно — обзаводится жильем, делает ремонты.
Одна из задач для нашего гипермаркета — не дать прилипнуть клише «дорогой магазин». Это не так. У нас очень широкий ценовой диапазон, много демократичных товаров. Поэтому, когда средний чек растет, а число покупок сокращается, меня это тревожит: значит, мы что-то делаем не так и покупатели с небольшим доходом обходят нас стороной.
N: — Кто ваши конкуренты? Т.Ш.: — Основной, наверное, «Леруа Мерлен». Но это не прямой конкурент. Ассортимент пересекается, но мы неплохо сосуществуем. Даже поддерживаем друг другу трафик.
Среди ростовских игроков конкурентов нет, есть коллеги.
Ассортимент наших арендаторов пересекается с тем, что есть в других магазинах, например Hoff и нескольких других, но они не ориентированы на ремонт.
N: — Что уже сделано для реализации проекта частного перинатального центра в Ростове? Т.Ш.: — «Перинатальный» — не совсем верное слово: оно предполагает выхаживание недоношенных детей, этим мы заниматься не будем. У нас клиника, семейная клиника. По мере реализации проекта спектр услуг расширялся. Сначала мы думали, что просто сделаем роддом и гинекологию, потом оказалось, что востребованы и выездная педиатрия, и многопрофильная поликлиника, и прием анализов. Планируем приглашать специалистов из других стран и хороших клиник — для консультаций и операций.
Задержка запуска (планировался в 2016 году. — N) объясняется, в частности, тем, что техническое наполнение, оборудование мы в итоге решили сделать более профессиональным. Врачи, которые будут у нас работать, очень квалифицированные — они в состоянии проводить очень сложные, высокотехнологичные операции и манипуляции. Мы решили, что оборудование должно соответствовать этому уровню.
На расширение спектра услуг мы пошли, исследовав спрос. Как только появилась информация о клинике, сразу стали поступать звонки заинтересованных людей — и мы поняли, что ниша не занята и город в таких услугах нуждается. За исключением Областного перинатального центра, роддома Ростова, мягко говоря, существуют в не очень современном виде.
Сейчас мы готовимся сдать здание в эксплуатацию, а затем начнем решать организационные вопросы: займемся получением лицензии (приступить к этому нельзя без сданного здания) и др. В течение мая надеемся открыть клинику.
N: — Решен ли вопрос со специалистами? Т.Ш.: — Штат уже укомплектован. Клиника ориентирована на профессора Ирину Буштыреву. Это авторитетный врач. И у нее есть коллеги, ученики и сподвижники, которые в течение долгих лет сотрудничают с ней. Сегодня часть из них работает в Перинатальном центре, остальные — в других клиниках города.
Большая часть специалистов будет работать на условиях совмещения. Потребности в одновременном присутствии большого количества врачей высочайшего уровня не будет — они смогут спокойно совмещать работу у нас и на прежнем месте. Всего персонала разного уровня у нас будет около 100 человек.
N: — Сколько уже вложено в проект? Т.Ш.: — Вложено около 350 млн руб., это близко к итоговому объему инвестиций. Мы полностью освоили кредит ВТБ — 150 млн руб., выданные в 2015 году. Остальная часть вложений — около 200 млн руб. — это собственные средства. Уже закуплено оборудование, оно монтируется. Бренды — Phillips, LG и др.
Сейчас наши потенциальные клиенты вынуждены ехать в Москву и даже за границу. Наши цены будут вдвое ниже, чем, например, в известном подмосковном «Лапино», но уровень профессионализма и сервиса не уступит другим ведущим частным клиникам. Ориентировочная базовая цена родов — 150 тыс. руб., в сопровождении специалиста экспертного уровня — профессора, доктора наук — выше.
N: — С какими банками, помимо упомянутого ВТБ, вы сотрудничаете? Т.Ш.: — Основной кредитор моих компаний — Сбербанк. Покупка «Молота» началась с того, что он проявил инициативу, предложил средства. Финансирование обычно берем на проекты.
N: — Прокомментируйте данные о продаже гостиницы «Московская», купленной вами ранее, на avito.ru Т.Ш.: — Я по-прежнему являюсь владелицей старого разрушающегося здания, и я действительно разместила объявление о продаже. Заявленная цена — 200 млн руб. Если здание дождется момента, когда будут решены первоочередные вопросы, я, конечно, приведу его в порядок. Но если раньше найдется покупатель — продам. Это нужно, чтобы оно не стояло и не уродовало город еще 2–3 года.
В момент покупки «Московской» у меня не было «Молота». Тогда я думала, что возьму землю в другом районе города, но ситуация изменилась — был куплен объект, все ресурсы пришлось направить туда. Все-таки развитие основного бизнеса — в приоритете.
К сожалению, здание «Московской» восстановлению не подлежит. Фасад может быть разобран и затем повторен — со всеми архитектурными нюансами, но необязательно из того же материала.
Что касается концепции, время меняет планы — нельзя утверждать, что через 3–4 года там будет целесообразно делать торговый центр (такая идея была). Не исключено, что появятся партнеры, готовые реализовать там гостиничный проект. Я не буду против.
N: — Какие функции вы выполняете сегодня как член попечительского совета зоопарка? Т.Ш.: — О создании попечительского совета было заявлено, но полноценно работать он так и не начал. Однако это не мешает мне помогать зоопарку и участвовать в его преображении. Мы нашли понимание и поддержку со стороны губернатора области и главы города, которые регулярно посещают зоопарк и имеют возможность оценить наши усилия. Сейчас основные вопросы решены. Бедственным положение зоопарка уже не назовешь. Сейчас в нем проводится много ремонтных работ, приводятся в порядок здания и сооружения, открываются новые вольеры. Задача номер один — улучшить условия жизни существующих животных, а уже потом — привозить новых.
Изменения, происшедшие за последнее время, действительно начались по моей инициативе, но сейчас столь активного участия от меня уже не требуется. Все более или менее налажено, есть толковый директор — хозяйство в хороших руках. Мы с ним часто советуемся, обсуждаем, как расставлять приоритеты.
Зоопарк очень большой: его территория — 90 га. А используется только 40 га. Когда-нибудь оставшаяся территория тоже будет освоена, начнет использоваться по назначению и станет местом отдыха горожан.