Тракторы получили новый завод и обещание господдержки
ГК «Ростсельмаш» запустила в Ростове завод тракторов и дорожно-строительной техники мощностью 5 тыс. машин в год. Общий объем инвестиций в проект — 13 млрд рублей. По оценкам профильной ассоциации, в сегменте дорожно-строительной техники большие возможности для импортозамещения, но сложно конкурировать с зарубежными производителями, которые предлагают более низкие цены. В 2023 году из-за финансовой нестабильности в аграрном бизнесе спрос на сельхозтехнику упал, хотя потребность в обновлении есть. Производителям спецтехники требуется господдержка, ее пообещал зампред правительства Денис Мантуров, который присутствовал на открытии завода.
На минувшей неделе ГК «Ростсельмаш» открыла новый тракторный завод в Ростове. Общая площадь его производственных цехов и складов — 62 тыс. кв. м. Завод занял 14 га территории давно недействующего завода «Копнитель».
Производственная мощность нового предприятия — 5 тыс. машин в год. Здесь будут выпускать тракторы от 170 л. с. до 600+ л. с. Кроме того, на этом заводе РСМ приступит к выпуску новых видов техники — экскаваторов, телескопических и фронтальных погрузчиков для дорожно-строительных работ. На предприятии создается 1850 рабочих мест. Объем уже осуществленных инвестиций в строительство тракторного завода 11,5 млрд руб., всего будет инвестировано более 13 млрд рублей. Из них 4 млрд — льготный заем Фонда развития промышленности на закупку оборудования. Как сообщал N, в феврале группа «Ростсельмаш» запустила завод трансмиссий, который будет обеспечивать тракторный завод комплектующими. Объем инвестиций в завод трансмиссий — более 10 млрд рублей.
Напомним, что производством тракторов ГК «РСМ» занялась в 2007 году, приобретя канадский тракторный завод Buhler Industries Inc. В 2015 году группа начала перенос части производства тракторов из Канады в Ростов на площадку комбайнового завода «Ростсельмаш». О решении построить отдельный тракторный завод акционеры «Ростсельмаша» сообщили в 2019-м, строительство началось в 2021-м. На тот момент тракторный цех КЗ «Ростельмаш» уже выпускал более 1300 единиц тракторов в год. Как писал N, в прошлом году группа была вынуждена продать завод в Канаде под давлением местных банкиров и политиков.
В компании рассчитывают, что новый ростовский завод будет экспортировать 18% своей продукции.
На церемонии открытия завода присутствовал зампред правительства — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, который отметил значимость продукции нового завода и сообщил, что государство продолжает оказывать поддержку таким предприятиям, как РСМ, через субсидии для крестьян на покупку новой отечественной сельхозтехники и поддержку экспортных поставок. Это важные для «Ростсельмаша» обещания. В недавнем интервью порталу «Поле.рф» директор ассоциации производителей спецтехники «Росспецмаш» Алла Елизарова отмечала, что в России остается достаточно много старой, требующей замены, сельхозтехники со сроком эксплуатации 10-15 лет. То есть потенциал для развития отечественного производства есть. При этом в 2023 году из-за финансовой нестабильности в аграрном бизнесе спрос на технику упал. Основной вызов для отрасли сегодня — низкая доходность аграриев из-за снижения мировых цен на зерно и экспортных пошлин, отчего они сокращают затраты на обновления машинного парка. Поэтому для машиностроителей важно, чтобы государство продолжало субсидировать покупку сельхозтехники. Другие важные вызовы — агрессивный импорт, дорогие кредиты и растущие производственные издержки.
По данным «Росспецмаша», доля российских производителей на рынке дорожно-строительной техники в таких сегментах, как фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы, телескопические погрузчики, асфальтосмесительные установки и дорожные катки составляет от 2% до 10%. Как следует из сообщения ассоциации, за счет более выгодных условий производства (например, в Китае), а также всесторонней государственной поддержки иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую уровень этих цен находится на грани рентабельности или даже за ее гранью. Замдиректора ассоциации Вячеслав Пронин в своем недавнем выступлении на профильной конференции отмечал, что для увеличения объема производства такой техники в России нужно защитить рынок, используя такие механизмы, как техническое регулирование и утилизационный сбор, нарастить выпуск отечественных комплектующих, а производство многих компонентов создавать с нуля. По его словам, производители ждут от государства запуска грантовых программ, упрощения доступа небольших компаний к льготным механизмам финансирования Фонда развития промышленности и увеличения финансирования ФРП.