«Сделаем еще один рывок в модернизации»
По словам гендиректора ГК «ДОНВИНПРОМ» Валерия Тройчука, с приходом инвестора в лице «Абрау-Дюрсо» группа компаний получила возможность модернизировать производство, закладывать новые виноградники. За последний год «Абрау-Дюрсо» инвестировал в донской винодельческий бизнес около 75 млн рублей.
За последний год новый совладелец группы компаний «ДОНВИНПРОМ» «Абрау-Дюрсо» инвестировал в донской винодельческий бизнес около 75 млн рублей. Выручка предприятия за семь месяцев этого года выросла на 83% за счет розлива вина партнеров, а также освоения рынка премиумных вин. На его развитии компания сосредоточится в ближайшие годы, стремясь удовлетворить спрос в России. Компания получила также удачный экспортный опыт.
N: — Более года назад 51% активов компании был продан «Абрау-Дюрсо» с условием, что последняя реализует инвестпрограмму. Что удалось реализовать за это время? В.Т.: — Первое, что мы сделали с приходом инвестора, — погасили кредиты, теперь ими вообще не пользуемся. На то время их было около 60 млн рублей. Затем начали модернизацию предприятий в Миллерово и Ведерниках. В 2015 году сумма инвестиций составила 31,3 млн рублей, включая затраты на приобретение сельхозтехники. За шесть месяцев этого года инвестиции выросли до 43 млн рублей. В следующем году сделаем еще один рывок в модернизации, затем на эти цели больше тратиться не будем, а займемся строительством винодельни полного цикла на базе сельхозпредприятия «Винодельня Ведерниковъ». На это уйдет до трех лет. Новая винодельня будет предприятием полного цикла — от виноградников до бутылки — и будет производить вина премиум-сегмента одноименной марки.
N: — За последний год ваша брендовая линейка изменилась? В.Т.: — Мы разделили наши премиумные вина. Ограниченное количество вин автохтонных сортов, предназначенных для сегмента HoReCa, останется под ТМ «Винодельня Ведерниковъ». Вина из винограда популярных европейских сортов, предназначенные для поставок в розничную сеть, будут выпускаться под ТМ «Вина Ведерниковъ» (сейчас они идут под общим названием «Губернаторское»). Из бюджетной линейки остается только марка «Винный квартал».
N: — Разве супермаркетам не нужно вино автохтонных сортов? В.Т.: — К сожалению, у нас эти вина в ограниченном количестве, мы не можем удовлетворить спрос по всей стране. По этой причине у нас уже год нет в наличии красностопа золотовского выдержанного, потому что продавали его везде. Красностоп золотовский урожая 2014 года скоро поступит в продажу, надеемся, что новая стратегия продаж позволит нам сделать так, чтобы в течение года эта позиция была у нас в наличии. Теперь мы делаем это вино только выдержанным в бочках. Благодаря инвестициям закупаем нужное количество бочек, стоимость одной бочки — около 1 тыс. евро. Урожай 2015 года будет выдерживаться 24 месяца (ранее этот срок составлял 14–18 месяцев).
N: — Бочки в России не выпускают? В.Т.: — Такого качества, какие мы покупаем, — нет. Это очень финансовоемкое производство. Древесина, из которой делают бочку, должна пролежать на открытом воздухе в течение как минимум двух лет, для того чтобы созрели танины и ушла влага. Важна и порода дуба. Леса во Франции, которые сейчас рубят для производства бочек, были посажены 200 лет назад. В этом году я посетил несколько французских и одно португальское предприятие, производящие бочки, чтобы разобраться в особенностях процесса. Вряд ли они будут открывать производства в России. Например, одна очень крупная французская компания купила испанского конкурента, закрыла его производство, а всех его покупателей перевела на себя, тем самым увеличив производство и снизив себестоимость своей продукции.
N: — «Абрау-Дюрсо» размещает заказы на производство тихих вин на вашем предприятии? В.Т.: — Да. Они специализируются на игристых винах, а для розлива тихих вин нужно другое оборудование. Раньше они размещали заказы на их производство на сторонних предприятиях. Сейчас мы привозим от них виноматериал и разливаем довольно большой объем вин под ТМ «Абрау». В прошлом году мы разлили почти 400 тыс. бутылок. В этом году планируем увеличить производство до 1,5 млн.
N: — Производство собственных вин растет? В.Т.: — Вначале нашего пути в производстве вин премиум-сегмента мы не могли реализовать весь объем производимых вин, теперь второй год реализуем столько, сколько можем произвести, это около 300 тыс. бутылок в год. Для дальнейшего роста необходимо увеличивать площади виноградников. В этом году за счет партнерских инвестиций мы начали высаживать виноград «красностоп золотовский», уже посадили 21 га вдобавок к имеющимся 11,5 га плодоносящего. Каждый год планируем увеличивать площади посадок винограда автохтонных сортов на 20–30 га. Мы хотим довести площади виноградников до такого уровня, чтобы выпускать в год 350–400 тыс. бутылок на новой винодельне. Этого объема, возможно, достигнем, где-то через 10 лет. Производство «Вин Ведерниковъ» к тому времени планируем довести до 1 млн бутылок в год.
N: — Сейчас премиумные вина полностью забирает московская HoReCa? В.Т.: — Не только. Вина реализуются и в сети магазинов «Ателье вин» наших партнеров, большой объем идет в пос. Абрау-Дюрсо, где у них расположен Центр винного туризма. Думаю, что будущее — за корпоративной сетью. Сейчас наши партнеры обеспечивают нам около 60% выручки от реализации.
N: — Планируете заняться экспортом? В.Т.: — Недавно я вернулся из Лондона, где посетил магазин «Гедонизм» Евгения Чичваркина. Мы отправили туда небольшую партию красностопа золотовского выдержанного 2012 года. Я хотел узнать, как он продается. Евгений хорошо отзывался о наших винах, на тот момент они уже были проданы, предложил сделать следующую поставку в большем объеме. Однако мы еще и в нашей стране не удовлетворили спрос на это вино.
N: — Как обстоят дела с продажами вин экономсегмента? В.Т.: — Мы не занимаемся их развитием из-за низкой маржинальности. В зоне укрывного виноградарства невыгодно использовать дорогое сырье для производства дешевых вин. Сорта винограда экономсегмента, имеющиеся в нашем хозяйстве давно, мы постепенно раскорчевываем, их площади сокращаются, и высаживать такие сорта мы не планируем. Разливаем и реализуем столько вина, на сколько хватает сырья, дополнительно виноматериалы не закупаем. В 2015 году выпустили чуть больше 500 тыс. бутылок «Винного квартала». Пик выпуска таких вин у нас был в 2007–2008 годах, когда мы продавали по 2,5 млн бутылок и закупали сырье на стороне.
N: — Каковы итоги 2015 года и планы на этот? В.Т.: — В прошлом году выручка по ГК «ДОНВИНПРОМ» выросла на 49%, до 195,8 млн рублей, за счет роста продаж премиумных вин, где помогает эффект импортозамещения, а также за счет розлива вина партнеров. За семь месяцев этого года выручка выросла на 83%, до 75,5 млн рублей, в натуральном измерении рост производства составил 90% (включая бутылки, разлитые для партнеров). Первое полугодие всегда не лучшее, тем более что в этом году проходило перелицензирование. Кроме того, произошло изменение в законодательстве об акционерных обществах, вынудившее нас пройти перерегистрацию. По этим причинам Миллеровский винзавод не осуществлял розлив почти два месяца.
N: — После присоединения Крыма правительство РФ собиралось поддерживать виноделов. Обещания выполнены? В.Т.: — Изменения произошли не без нашего участия. Благодаря Союзу виноградарей и виноделов России (президент — Леонид Попович, а председатель совета — Борис Титов) принят закон, в соответствии с которым вина защищенного географического указания (произведенные в России из российского винограда, внесенного в Единый реестр виноградных насаждений России) с этого месяца могут получать лицензию не за 800 тыс. рублей, а за 65 тыс. рублей. Много так называемых гаражных производителей, имеющих собственные виноградники, внесенные в реестр, теперь смогут легализоваться и выпускать не более 60 тыс. бутылок вина без установки системы ЕГАИС. Для более крупных производителей ЕГАИС обязателен.
Второй момент — теперь виноградари получают возмещение до 80% затрат на посадку и выращивание винограда. Третье — акциз на вина с защищенным географическим указанием снизился в 2 раза.