Ростовский зернотрейдер построит в Новороссийске терминал за 8 млрд руб.
ООО «Торговый дом “РИФ”» инвестирует 8 млрд руб. в строительство морского зернового терминала в Новороссийске мощностью до 12,5 млн тонн в год. Проект будет реализован совместно с Объединенной зерновой компанией (ОЗК) — госагентом по закупочным и товарным интервенциям.
Крупнейший зернотрейдер в стране ростовское ООО «ТД “РИФ”» в прошлом году увеличило выручку на 30% — до 70 млрд руб. Компания экспортировала 5,7 млн. тонн зерна — на 21% больше, чем годом ранее. В ближайшем будущем зернотрейдер намерен обеспечить себе стабильный доступ в глубоководный порт Новороссийска: «РИФ» подписал соглашение с ОЗК о строительстве там специализированного зернового терминала. Бюджет проекта — около 8 млрд руб. Аналитик расценивает этот шаг как логичный, но предупреждает о проблемах с транспортной инфраструктурой.
О подписании соглашения на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге сообщила пресс-служба ОЗК. Из пресс-релиза следует, что стороны заинтересованы в развитии инфраструктуры агропродовольственного рынка и увеличении объемов отгрузки зерновых культур на экспорт и намерены построить в порту Новороссийска специализированный морской зерновой терминал производительностью до 12,5 миллиона тонн в год с зернохранилищем емкостью до 300 тысяч тонн единовременного хранения.
— Мы давно сотрудничаем с портом Новороссийска; в прошлом году отгрузили через него 2,5 млн тонн зерновых, — сообщил N бенефициар ТД «РИФ» Петр Ходыкин. — Решили поучаствовать в строительстве терминала, поскольку ощущаем нехватку мощностей. В целом эта проблема характерна для всей страны. Мы инвестируем в строительство, ОЗК предоставляет проект, землю и причал.
По данным г-на Ходыкина, планируемая структура вложений — 30/70, где меньшая часть — собственные средства, большая — заемные.
— После получения разрешительных документов нам понадобится 2 года для реализации проекта. Он требует проработки; как скоро появится разрешение на строительство, мне пока сказать сложно, — пояснил он.
По данным Петра Ходыкина, выручка «РИФА» по итогам 2017 года составила 70 млрд руб. (+30% к предыдущему году), чистая прибыль — 905 млн руб. (рост в 8,8 раза). Отправка компанией зерновых на экспорт увеличилась на 21% — до 5,7 млн тонн.
Директор отраслевого агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко отмечает, что востребованность услуг по перевалке зерновых на глубокой воде в России высока, равно как и конкуренция среди экспортеров. Выбор порта в Новороссийске для строительства нового терминала, по его мнению, выглядит логично, но здесь есть «узкие места».
— Основное — транспортная инфраструктура, которая работает на пределе возможностей, — считает эксперт. — Особенно остро это ощущается в пиковые месяцы. Для Новороссийска характерны ситуации, когда железнодорожники объявляют конвенцию, ограничивая прибытие груженых вагонов на станцию из-за нагрузки на дорогу. Автоподъезды также очень загружены.
Желание «РИФА» участвовать в строительстве терминала, по словам г-на Петриченко, понятно: таким образом зернотрейдер обеспечит себе стабильность в выходе на глубокую воду, которой сейчас ему не хватает.
— «РИФ» — лидер рейтинга крупнейших экспортеров зерновых в России по итогам сезона 2016/2017. Данные за 11 месяцев этого сельхозгода уже позволяют говорить о том, что компания сохранит позицию лидера в новом списке крупнейших зернотрейдеров, — добавляет аналитик.
В 2016 году Петр Ходыкин также заявлял о намерении увеличить мощности зернового терминала «Промэкспедиция», с которым «РИФ» работает в Азове. Планировалось, что вложения составят от 2 до 5 млрд руб., а мощности хранения вырастут втрое.
— Что касается проекта в Азове, мы полностью распланировали участок, заканчиваем проектирование. Мощности хранения должны увеличиться со 105 тыс. тонн единовременного хранения до 365 тыс. тонн, — отметил он. — Но есть 2 вопроса, которые пока не решены: согласование с портом удлинения причальной стенки и заключение договора аренды земельного участка. Нынешний договор действует до сентября, после чего нам понадобится заключить новый сроком на 49 лет. Трудности связаны с тем, что муниципалитет находится в процессе передачи этого участка Росморпорту.