Робот ведет производителя котлов на новые рынки
Производитель котлов таганрогское ООО «Лемакс» запустило итальянский роботизированный комплекс по обработке металла, вложив в него около 250 млн руб.
В компании надеются, что благодаря новому уникальному для России производству ее оборот вырастет вдвое — в основном за счет заказов на обработку металлопроката. В середине октября «Лемакс» запустил роботизированный комплекс по хранению, резке и гибке металла, произведенный итальянской компанией Salvagnini.
Председатель совета директоров ЗАО ТПО «Лемакс» Леонид Матусевич заявил N, что подобных производств в стране пока не было:
— Это оборудование позволяет делать объемные предметы, такие как металлические короба, элементы мебели, практически одной операцией. В других компаниях есть линии по сгибу, потом продукция поступает на резку, перемещается на сварку и т. п. Все это потери времени, качества, дополнительные рабочие руки. За счет внедрения новой техники мы рассчитываем улучшить качество своей основной продукции, сократить сроки вывода на рынок новых моделей отопительной техники, снизить ее себестоимость и значительно увеличить свою долю на рынке металлообработки, предложив ему лучшее соотношение цены и качества.
По данным директора компании по производству Вадима Наврата, стоимость комплекса, включая строительство цеха площадью 2,5 тыс. кв. м для его размещения и обучение технологов, составила 250 млн рублей, из которых 40 млн — собственные средства компании, а остальное — кредит банка «Центр-инвест» сроком на пять лет. Окупить вложения предполагается за тот же срок.
— В настоящее время роботизированных производственных линий аналогичной комплектации в России нет, — добавил г-н Наврат. — В ней впервые объединены функции лазерной резки и пробивки, а также обеспечено их взаимодействие с панелегибом и складом-накопителем. Всего на данный момент компания выпустила шесть таких линий.
Управление комплексом осуществляется автоматически — робот самостоятельно извлекает со склада необходимое сырье и помещает заготовки обратно на склад. Увеличивать штат котельного производства, который сейчас составляет 250 сотрудников, «Лемакс» не планирует.
По словам Вадима Наврата, введение комплекса Salvagnini в эксплуатацию позволит компании увеличить объем производства стальных котлов на 20%. Сейчас «Лемакс» занимает, по собственным данным, 22–23% российского рынка. Целевым показателем является цифра 25%, уточнил г-н Наврат.
В целом товарооборот компании после запуска нового цеха должен возрасти вдвое, чему будет способствовать повышение возможностей «Лемакса» выполнять сторонние заказы на обработку металлов. В настоящее время, утверждает Вадим Наврат, мощностей компании уже не хватает для обслуживания всех поступающих обращений. В новом цехе «Лемакс» планирует производить металлические шкафы для одежды, документов и т. п. Среди потенциальных потребителей новой продукции г-н Наврат называет приборостроителей, производителей бытовой техники и шкафов электротехнического оснащения.
Объемы производства ООО «Лемакс» не разглашает. По данным справочной системы «СПАРК-Интерфакс», выручка компании в 2011 г. составила 764,9 млн рублей (рост к 2010 г. — 13%), чистая прибыль — 2,7 млн рублей (рост — 43%). ООО «Лемакс» является «дочкой» ЗАО ТПО «Лемакс».
Портал businesstat.ru оценивает объем рынка отопительных котлов в России в 1,4 млн штук в год. Из них, говорится в сообщении сайта, около 70% приходится на импортное оборудование, и в период до 2015 г. рост объема импорта продолжится. При этом его доля повышаться уже не будет: рост оборотов за счет увеличения количества пользователей котлов ожидает всех игроков рынка. Происходить это будет в первую очередь благодаря развитию индивидуального строительства. В Ростовской области, по данным регионального правительства, доля индивидуальных застройщиков в 2011 г. составила 70%. За пять лет, с 2006 по 2010 гг., количество домохозяйств, в которых установлены отопительные котлы, выросло на 26%, почти до 8 млн домов. Параллельно растет количество многоквартирных домов с поквартирным отоплением, где также применяются газовые котлы.
По словам коммерческого директора компании «Русский Проект — Дон» (оснащение розничной торговли и общепита) Алексея Лысенко, в настоящее время в сегменте торгового оборудования 80–85% рынка приходится на продукцию российских производителей.
Появления новых игроков на этом рынке никто не ждет, считает г-н Лысенко, их уже давно избыток. У нового производителя, на его взгляд, не так много шансов занять в этой области какое-либо заметное место, так как сделать это можно, только предложив гораздо более низкие цены. Но снижение цен приведет к снижению уровня качества, поскольку «металл у всех одинаковый», констатирует эксперт.
Начальник рекламного отдела компании «Крон» (производство металлической мебели) Евгений Чуприс сообщил, что цены на металлическую мебель зарубежного производства, как правило, выше, чем на российскую. Возможность нового производителя выйти на этот рынок эксперт связывает в первую очередь с качеством и стоимостью продукции, а также с тем, насколько эффективно она будет продвигаться. Запуск роботизированной линии может дать «Лемаксу» преимущества, поскольку, во-первых, скорее всего, снизит себестоимость металлоконструкций, а во-вторых, снизит сроки их производства, считает г-н Чуприс.
Пресс-служба компании «Металл-Дон» (входит в состав холдинга «Евродон») заявила N, что автоматизация производства положительно сказывается на качестве продукции, поскольку снижает воздействие человеческого фактора. Рынок металлообработки в России высококонкурентный, добавил представитель компании, чтобы загрузить производственные мощности, «Металл-Дон» выполняет заказы клиентов по всей стране.