Производители красок посоревнуются на воде
Экс-гендиректор «Эмпилса» Сергей Никитин запустил Ростовский лакокрасочный завод, выпускающий ЛКМ на водной основе. Аналогичная продукция есть и в линейке «Эмпилса».
Бывший топ-менеджер «Эмпилса» Сергей Никитин и швейцарская NORI S.A. открыли в Азовском районе Ростовский лакокрасочный завод (РЛЗ) мощностью 30 тыс. тонн лакокрасочных материалов (ЛКМ) в год. Проект стоимостью 280 млн руб. рассчитан на выпуск продукции на водно-дисперсионной основе. Г-н Никитин рассчитывает, что минимизация издержек позволит РЛЗ предложить продукцию лучшего качества по сопоставимой цене. Эксперт отмечает, что рынок ЛКМ насыщен и в 2013 году практически не рос. В Новоалександровском индустриальном парке официально начал работу Ростовский лакокрасочный завод, производящий лаки и краски на водно-дисперсионной основе. Его владельцы — швейцарская производственно-инвестиционная компания NORI S.A. и Сергей Никитин, до 2011 года руководивший заводом «Эмпилс». По данным «СПАРК-Интерфакса», соотношение размеров долей в УК — 75/25. На РЛЗ г-н Никитин также занял должность гендиректора. Проектная мощность завода — 30 тыс. тонн продукции в год, выйти на этот показатель в компании планируют в течение 2–4 лет. План до конца 2014 года — 10 тыс. тонн продукции.
— Объем инвестиций в проект — около 280 млн руб., из них 40% — собственные средства инвесторов и 60% — заемные, — сообщил Сергей Никитин. — Партнером выступил Сбербанк. Планируемый срок окупаемости — 3–4 года.
По данным г-на Никитина, РЛЗ будет конкурировать со «всеми основными федеральными игроками» — питерским заводом «Тиккурила», подмосковными ЗАО «ЛАКРА» и ООО «Предприятие ВГТ», а также с «Эмпилсом».
— Наши конкурентные преимущества — стабильность качества, которую обеспечивает автоматика, и минимальные издержки: у нас есть собственная котельная; весь завод очень компактный, — говорит Сергей Никитин. — Мы постараемся дать лучшее качество за меньшую цену.
Гендиректор РЛЗ заявил, что российский рынок ЛКМ стабильно растет. Емкость рынка ЛКМ на водно-дисперсионной основе он оценил в 500–550 тыс. тонн.
— Темпы роста в этом сегменте — около 5% в год, т. е. примерно +25 тыс. тонн. На растущем рынке несложно занять эти 5%.
Продукция РЛЗ предназначена для промышленного и частного использования, распространять ее планируется через дистрибьюторов в ЮФО, СКФО, в Поволжье, на Дальнем Востоке, в Крыму и в других районах страны, а также через сети DIY. В частности, сейчас РЛЗ ведет переговоры о поставках с «ХДМ». Завод производит продукцию под торговой маркой «Квадратный метр» для индивидуальных потребителей и BELITON — для промышленного использования. Сергей Никитин уточнил, что в компании «начали с экономсегмента», но планируют «расширяться, в том числе и в средний сегмент».
Гендиректор РЛЗ добавил, что примерно через 1,5 года может быть принято решение о строительстве второй очереди и наращивании объемов производства в 2 раза, на это потребуется «не более 20% стоимости проекта». Таким образом, по мощности РЛЗ сможет приблизиться к «Эмпилсу», проектные возможности которого оцениваются в 60–70 тыс. тонн продукции в год. Помимо ЛКМ на водной основе «Эмпилс» также выпускает продукцию на основе смол и растворителей. Представители завода не стали комментировать появление предприятия-конкурента и уточнять данные о текущем объеме собственного производства. Источник, знакомый с ситуацией в компании, говорит, что в последние годы выпуск ЛКМ в «Эмпилсе» снизился примерно до 40 тыс. тонн.
Руководитель редакции ЛКМ информагентства «Хим-Курьер» Екатерина Канчуга оценивает емкость российского рынка лакокрасочных материалов в 1,3 млн тонн:
— По итогам 2013 года рынок практически не расширился: увеличение потребления составило не более 2%. Предложение превышало спрос практически по всем номенклатурным позициям. Прогноз на 2014 год еще менее оптимистичен: от сохранения показателей на уровне 2013 года до сокращения потребления на 7–8%. Причина — застой в российской экономике: краска не является предметом первой необходимости. Отрасль ЛКМ очень чувствительна к снижению платежеспособности конечных потребителей.
В то же время г-жа Канчуга отмечает, что материалы на водно-дисперсионной основе (ВД) остаются наиболее перспективным для производителей направлением:
— Доходность производств, выпускающих ЛКМ на основе органических растворителей, уменьшается — многие компании начали интенсивно развивать производство ВД-материалов. Продолжается вытеснение ими ЛКМ на кондсмолах. В прошлом году доля ВД-материалов составила 41% общероссийского потребления. Для сравнения: в 2009 году на их долю приходилось 29%. По данным аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем российского рынка ЛКМ — $ 6–7 млрд.