«Обмениваемся данными с клиентами без операторов»
После ввода нового склада 40% услуг Северо-Кавказского логистического предприятия (СКЛП), по словам его гендиректора Виктора Халына, составляет 4PL логистика, подразумевающая интеграцию информационных систем оператора и клиента.
Виктор Халын На строительство нового склада , увеличившего мощности предприятия до 35 тыс. палето-мест, «СКЛП» потратило более 200 млн рублей. Компания делает ставку на современные технологии, ежегодно тратя на разработку собственного софта 3-4 млн рублей. В результате услуги ответственного хранения оказываются на уровне 3PL и 4PL логистики, ими пользуются крупные, в том числе и транснациональные, компании, поставляющие свою продукцию в торговые сети. N: — Насколько увеличил ваши мощности новый склад? Когда планируете его окупить? В.Х.: — Наши мощности выросли на 10 тыс. палето-мест хранения и обработки. Общий объем хранения теперь составляет около 35 тыс. палето-мест. Новый склад подключен к существующим коммуникациям, так как расположен на земельном участке, прилегающем к территории нашего предприятия, поэтому расчетный срок окупаемости составляет 6-7 лет, а не 10, как если бы он строился в чистом поле.
N: — С какими сложностями столкнулись в процессе строительства? В.Х.: — Склад класса А построен по последним технологиям. В строительной части он интересен своими объемами: полезная эксплуатируемая высота склада — 15 м при общей высоте строения 18,5 м. В Ростовской области логистические комплексы обычно работают на полезной высоте до 12 м. Складская техника оборудована литий-ионными силовыми батареями с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу. Это позволяет не только строить работу на принципах «зеленой» логистики, но обеспечивает иной, более низкий уровень пожароопасности помещения, отсутствуют вредные рабочие места. Стоимость этих инновационных решений в 2-3 раза больше существующих в обыденной практике, но время зарядки батарей — не 14 часов, а только 2 часа, соответственно, не нужны запасные батареи, расходы на электроэнергию меньше. Гарантийный срок эксплуатации — до 8 лет. Если посчитать все, это получается выгоднее, так что в итоге не всегда забота об окружающей среде убыточна. Используемые батареи — инновационная российская разработка, правда, с использованием комплектующих из Юго-Восточной Азии. Но не только разработка, но и сборка происходит в России, по отечественным технологиям. Было сложно согласовать их использование с поставщиком немецкой техники, провести увязку с проектировщиками и надзорными органами, но в итоге все получилось.
N: — Зачем вам нужна высота больше обычной? В.Х.: — Использование полезных высот до 15 метров позволяет на тех же площадях хранить больший объем продукции. Несмотря на то что мы наблюдаем определенную стагнацию рынка и насыщение его качественными складскими площадями, существует дефицит логистических провайдеров, способных обеспечить нужный поклажедателям уровень сервиса. Мы строили комплекс не под конкретного заказчика, но в течение нескольких месяцев перед вводом в эксплуатацию мы определились с основным поклажедателем. Это компания «Пепсико Холдинг», занявшая три четверти нового комплекса. Недавно нашли клиента, занявшего остальные площади. Более того, если бы у нас было еще 10 тыс. кв. м таких же складов, мы бы и их заполнили. И критерий нашей востребованности — это даже не современные склады, а инновационные логистические технологии и уровень логистического сервиса.
N: — Какова заполняемость ваших складов?
В.Х.: — У нас есть сезонные колебания. За последнее время заполняемость составляет 90-100% при нормативной 85%.
N: — На что вы делаете ставку в конкурентной борьбе?
В.Х.: — Мы оказываем полный спектр услуг 3PL логистического провайдера, означающий полную работу с грузом: входной контроль, комплектация, отслеживание пороговых сроков годности, углубленная обработка продукции при хранении, выходной контроль, оформление товаросопроводительных документов и многое другое. Все что в международном понимании должен делать 3PL оператор, мы делаем. Это было нашим конкурентным преимуществом еще года 2-3 назад. Но мир не стоит на месте. Существует и 4PL логистика, когда провайдер начинает участвовать не только в логистике хранения и доставки, но и в иных логистических процессах поклажедателя, связанных с реализацией и продвижением его продукции на рынке. Для этого надо обеспечить сопряжение информационных систем хранителя и поклажедателя. На сегодня мы имеем опыт сопряжения систем с такими компаниями, как «Пепсико Холдинг», «Юнилевер» и др., которые еще 5 лет назад даже не могли и подумать, что они могут кого-то допустить в свои информационные системы. Наша работа с поклажедателем — это его конкурентное преимущество на рынке. Сейчас поставщики товаров сокращают свои издержки, чтобы выдержать конкурентоспособную цену на рынке и иметь прибыль. В условиях расширяющегося рынка можно не экономить, но, как только появляются проблемы в экономике, а мы понимаем, что они есть, выигрывает тот, кто может предоставить покупателю минимальную цену и получить прибыль за счет оборота. В оптимизации логистических издержек на пути от производителя к покупателю и заложен резерв, позволяющий обеспечить рентабельность при минимальной розничной цене на потребительском рынке.
N: — Какие логистические услуги уровня 4PL оказывает ваше предприятие?
В.Х.: — Во-первых, мы фактически сопрягаем нашу информационную систему с системой наших клиентов, позволяя проводить обмен учетно-аналитической информацией в автоматическом режиме без участия операторов. Эта интеграция информационных систем позволяет обеспечивать и предоставлять информацию вплоть до контрагентов поклажедателя, напрямую от логистического провайдера. Это электронный документооборот или, например, такой процесс: формирование палетных этикеток, которое происходит на складе хранителя с выгрузкой в автоматическом режиме в систему поклажедателя и далее его контрагентам, что необходимо им для дальнейшего использования в организации своих торговых процессов. Это, конечно, далеко не единственный пример. Достаточно большой объем информационно-учетных данных без участия человеческого фактора, в автоматическом режиме перегружается между нашими системами, обеспечивая высокий уровень логистического сервиса.
Во-вторых, как еще один пример, наши технологии позволяют поклажедателям отказаться от отделов, обеспечивающих перемещение и информационное сопровождение товара. Обычно маркетинговая служба отслеживает движение товара, выгружает эту информацию в службу логистики. Последняя формирует заявки, которые передаются на аутсорсинг. Это лишнее звено, которое стоит денег, можно сократить. Если нам передают доступ к информационным системам, то «продажники» поклажедателя формируют пул заказов и передают его нам напрямую. Мы его обрабатываем и комплектуем партии с учетом специфики получателя, например с учетом порогов сроков годности для того или иного ретейлера, и обеспечиваем поставку необходимого количества продукции должного качества и ассортимента в необходимое место в согласованное время. Таким образом, поклажедатель избавляется от затрат на содержание службы внутренней логистики.
В-третьих, мы можем обеспечить штрих-кодирование для розничной реализации под конкретного ретейлера и необходимую товарную единицу. Например, необходимо составить наборы товаров, продающихся по акции «2 по цене одного». Мы формируем для этого штрих-код, производим изготовление этикеток, формируем наборы с упаковкой в термоусадочную пленку и маркируем продукцию. Есть много иных сервисных услуг, которые мы оказываем, причем дешевле, чем это можно сделать в розничном магазине (более дорогая площадь, нет специализированного оборудования и т. п.).
Мы работаем с информационным, материальным и сервисным потоками, от имени поставщика готовим полный пакет сопроводительных документов (сертификаты качества, счета-фактуры, накладные и т. д.), избавляя собственника продукции от содержания служб, которые работают с получателями продукции в части ее, например, документального и транспортного товаросопровождения. Наш клиент сокращает затраты и минимизирует влияние человеческого фактора при работе различных служб. При этом, конечно, важно обеспечить должный уровень оказания логистических услуг. Все-таки поставщик, приобретая услугу логистического провайдера, платит за ее качество, а не за головную боль. Даже если ошибки провайдера ему компенсируют штрафами, он потеряет репутацию на рынке. Именно поэтому качество услуги — на первом месте.
N: — За счет чего ваша компания обеспечивает качество услуг?
В.Х.: — За счет своих технологий, отсутствия бумажного документооборота, минимизации человеческого фактора в логистических процессах. Обычно на складе используют накладную или отборочный лист. Кладовщик отобрал товар, галочки поставил. Отобранный товар отвезли в зону комплектации, скомплектовали и подготовили к отгрузке, передали отборочный лист оператору. Оператор на компьютере внес это все в систему и напечатал документ. Но даже опытный кладовщик может не там поставить галочку, оператор посмотреть не в ту строчку и внести информацию не туда. А если работники неопытные, а если они устали и хотят спать, например, в 3-ю смену?
N: — А что происходит у вас?
В.Х.: — У нас наладонный компьютер кладовщика считывает штрих-код, который попадает в систему, минуя одного и второго человека. Идентификация четкая, ошибки быть не может. При формировании сборных палет, отбор товара совмещен с комплектацией, так как при отборе с учетом весовых, объемных характеристик и хрупкости продукции происходит ее послойная укладка на палеты. Затем уже готовая палета перемещается в зону отгрузки, минуя зону комплектации, которой у нас просто нет. Уровень логистического провайдера определяется технологиями, которые им освоены и максимально минимизируют возможность ошибок. Кстати, наша производительность труда выше в 3-5 раз среднеотраслевой.
N: — Компьютеры тоже ломаются, дают сбои.
В.Х.: — Для этого есть свои технологии. Железо, безусловно, ломается, но информационная база архивируется в хранилищах. Четыре года назад мы гордились тем, что в случае поломки для восстановления базы нам нужны сутки. Уже 2 года назад этот показатель достиг 15-20 минут за счет того, что мы виртуализировали информационные базы и храним их образы, что позволяет настолько минимизировать время их восстановления. Повышая надежность и качество логистических услуг, мы подошли к тому, чтобы иметь возможность оказывать услуги уровня 5PL логистики. Это означает дистанционное управление любыми складами, независимо от их географического расположения, если, конечно, есть интернет. Такая логистика хорошо работает в США, в меньшей степени, может быть, в отдельных европейских странах, но вот уже в единой Европе без этого не обойтись.
N: — Почему в России это еще не применяется?
В.Х.: — В свое время мы в нашей компании внедрили консалтинг, касающийся правильного построения логистики предприятий — поставщиков продукции на региональный потребительский рынок. Хотя крупные западные фирмы знают, как это делать, их российские подразделения оказались в этом не очень сильны, поскольку на рынке не хватает соответствующих провайдеров. А российские федеральные компании просто иногда не знают, что так можно работать. Есть компании, бренды которых широко представлены в магазинах, товар продается по тем же ценам, что и ранее, но сменился собственник, который изменил логистику сбыта. Прежний строил логистику собственными силами и получил убытки, другой собственник — «на коне». Мы не просто продаем услугу, а готовим под себя рынок и предлагаем потенциальному клиенту, заинтересовавшемуся простой арендой склада, приехать и обсудить его бизнес-процессы с целью их оптимизации на принципах аутсорсинга.
Например, мы работаем с уральской компанией, поставляющей на юг России небольшой объем продукции. У нее нет здесь ни офиса, ни представителя, ни, соответственно, расходов на их содержание и головной боли от всевозможных контролирующих органов. Мы же обеспечиваем должный уровень хранения, оформления документации, поставку продукции получателю и многое другое. Транснационалы, имеющие по нескольку заводов в России и офис в Москве, в Ростове держат только менеджеров по продажам, и то не всегда, которые обеспечивают местные рынки сбыта. Содержать собственные склады — слишком дорого.
N: — Кто разрабатывает программы для работы ваших складов?
В.Х.: — Мы используем отечественный софт. В 2005 году мы сделали анализ рынка и поняли, что если мы закупим импортный софт, то он будет стоить миллионы долларов, а его сопровождение — десятки тысяч, никакой рентабельности бизнеса в таком случае быть не могло. На рынке в то время уже появилась российская «1С Логистика». Мы ее купили, но она не отвечала требованиям наших международных поклажедателей. После этого мы вышли на разработчиков, создали совместную IT-группу. В итоге первая работающая версия «1С Логистика» вышла на базе нашего предприятия. После этого мы стали работать самостоятельно, перешли на иную платформу и ушли далеко вперед. Мы используем в работе собственные запатентованные разработки. Предприятие постоянно занимается инновациями и разработками в области логистики. Наш инновационный актив — это группа примерно из 5 человек и весь коллектив предприятия, а это еще около 90 человек. На НИОКР мы ежегодно тратим около 3-4 млн рублей. На базе нашего предприятия создан филиал кафедры, или, иначе говоря, базовая кафедра «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ). Это позволяет в полной мере использовать наш совместный научно-практический потенциал и готовить кадры с опорой на реальное производство.
N: — Какой удельный вес 4PL логистики в ваших услугах?
В.Х.: — Я не могу сказать, что мы стали 4PL провайдером в полном объеме, но многие элементы мы уже освоили, добавляем их к нашим 3PL услугам. Думаю, что около 40% наших услуг — это уже услуги с использованием элементов логистики 4PL уровня.
N: — Услуги 5PL логистики еще не продвигаете?
В.Х.: — Мы заявили, что можем это делать. Причем, что интересно, для нас это оказалось дополнительным бонусом при виртуализации нашей собственной информационной системы, о чем я рассказывал выше. Интерес к логистике такого уровня наталкивается на ряд факторов. Это и неполная готовность рынка, и порой управленческая некомпетентность и другие. Проблема порой здесь кроется даже не в технологиях. Такая логистика наталкивается на коммерческую тайну, бухгалтерский и управленческий учет и т. п. Отдавая свою услугу на аутсорсинг, приходится работать только в правовом поле, обеспечивать режим коммерческой тайны и т. п. или сильно рисковать.
N: — Сейчас ваши клиенты — это поставщики сетей?
В.Х.: — Да. Многие крупные компании, поставляющие продукцию в торговые сети юга России, работают через нас. Мы выполняем функцию их регионального распределительного центра, поставляя их продукцию в гипер— и супермаркеты, такие как «АШАН», «МЕТРО», «Лента», «Перекресток», «Магнит».
N: — Почему крупные торговые сети строят собственные распределительные центры, управляют ими самостоятельно, а не отдают их на аутсорсинг?
В.Х.: — На мой взгляд, крупные компании, которые строят собственные склады, не знают, кому отдать логистику на аутсорсинг, либо боятся это делать. Такой наш поклажедатель, как «Юнилевер», контролирующий в продуктах питания и бытовой химии до 20% рынка России, через нас снабжает весь юг России, а на наших складах занимает всего-навсего около 5-6 тыс. кв. м. Если такому поставщику невыгодно заниматься собственной логистикой, что говорить о более мелких? В 2012 году я участвовал в конкурсе аудиторской компании «Эрнст энд Янг» и был удостоен чести попасть на прием для номинантов этой компании, где была возможность пообщаться с мировыми лидерами аудита. Они подтвердили, что в торговле, особенно розничной и сетевой, остаются компании, умеющие пользоваться аутсорсингом в логистике.
Сети еще не задумываются над возможностью отдать свои склады в управление 5PL оператору, а мы это активно не предлагаем. Чтобы выходить на работу в другие регионы, надо понимать, какая команда будет работать у партнера и другие особенности. Пока в российских реалиях это непросто.
N: — Сколько стоят ваши услуги ответственного хранения?
В.Х.: — Это индивидуально, в зависимости от потребностей клиента. Например, хранение 1 палето-места может стоить 10-14 рублей в сутки, входная обработка — 90-100 рублей за палето-место.
N: — Доходность вашего бизнеса увеличивается?
В.Х.: — И да, и нет. Бизнес рентабельный, на уровне 15-20%, но мы тратим много денег на развитие. Без этого не будет будущего.
N: — Как меняется выручка?
В.Х.: — Ежегодно она растет на 7-10%. В этом году за счет расширения площадей планируем рост выручки на 25-30%.
N: — Перевозками занимаетесь?
В.Х.: — Да, но я не могу сказать, что это наша фишка. У нас собственный крупно— и малотоннажный транспорт, но в основном пользуемся услугами специализированных транспортных компаний. Договоры с ними заключаем как мы сами, так и наши клиенты. Это связано с особенностями транспортного рынка. Он серый, причем белая часть очень узкая. Наша компания работает только с белыми операторами. Собственный автопарк нам нужен и для оказания услуг кросс-докинга, на которых мало кто специализируется.
N: — Ваши планы по развитию?
В.Х.: — Будем совершенствовать наши технологии. Сейчас разрабатываем программу с внутренним названием «Интеллект-2017». Затем планируем реконструировать наши старые площадки, возможно, от них останется только фундамент. Класс В+ станет А-классом.