На «Васильковом поле» вырастят стадо
Местный производитель молочных продуктов «Васильковое поле» планирует увеличить поголовье крупного рогатого скота в 9 раз — до 600 голов — с целью полного обеспечения собственным сырьем. Сейчас стадо КРС в 70 голов покрывает потребности предприятия в молоке на 30%, ежесуточно на нем перерабатывается 1 тонна молока. По мнению участника рынка и эксперта, сейчас в стране все более набирает популярность формат среднего по размерам молокоперерабатывающего завода с собственной сырьевой базой.
Местный производитель молочных продуктов «Васильковое поле» планирует увеличить поголовье крупного рогатого скота (КРС) до 600 голов с целью полного обеспечения собственным сырьем. Сейчас стадо КРС в 70 голов покрывает потребности предприятия в молоке на 30%, ежесуточно на нем перерабатывается 1 тонна молока. По мнению участника рынка и эксперта, полный переход на свое сырье — верная стратегия, которая позволит обезопаситься от рисков повышения цены на него.
ООО «Васильковое поле» рассчитывает нарастить стадо крупного рогатого скота до 600 голов, из которых половина составит дойное стадо, а остальная часть будет предназначена для воспроизводства. Как сообщил N совладелец компании Алексей Лазарев, для этого также будет построен загон, оснащенный современным оборудованием. С увеличением поголовья предприятие станет одним из средних хозяйств по численности КРС в Ростовской области.
Самые крупные, по данным областного Минсельхоза, ЗАО им. Ленина, ЗАО «Вера», ЗАО «Кировский конный завод», каждое из них насчитывает около 1 тыс. голов дойного стада. Предположительный объем инвестиций «Василькового поля» в этот проект составит 15 млн рублей, из которых 10 млн рублей планируется привлечь в виде субсидии: компания уже подала соответствующую заявку в Минсельхоз. Остальную часть составят собственные средства предприятия. В случае если субсидия будет предоставлена в этом году, увеличить поголовье и построить загон удастся к следующей весне.
По словам собеседника N, собственное стадо насчитывает 70 голов КРС, оно обеспечивает на 30% потребности предприятия в сырье. Молоко закупается у местных предприятий — «Нивы Приазовья», совхоза им. 50-летия Октября и др.
У компании два мини-завода одинаковой площади — 2 тыс. кв. м. Один из них, расположенный в Неклиновском районе Ростовской области, начал работу этим летом, а второй был запущен в Матвеево-Курганском районе в конце августа, на сегодняшний день идет работа над загрузкой его мощностей. Мощности каждого из заводов по переработке составляют 4 тонны молока в сутки, первый завод пока задействован на четверть. Предприятие выпускает питьевое молоко, кефир, творог, сметану, адыгейский сыр под брендом «Васильковое поле».
— Идея выпускать молочные продукты возникла у меня уже давно, — говорит Алексей Лазарев. — С 2009 года начал развивать свою ферму, продавал молоко местным ИП. С одним из них, ростовским предпринимателем Владиславом Саенко, я поделился своими планами, оказалось, ему тоже интересен этот бизнес. С прошлого декабря мы начали работу с российским производителем «Генератор ледяной воды», который установил быстровозводимые панельные строения и поставил туда необходимое оборудование. Конечно, подтолкнуло и введение продовольственного эмбарго, мы увидели, что на молочные продукты хороший спрос. В оба завода мы вложили 32 млн рублей собственных средств, рассчитываем окупить их в течение нескольких лет. Я отвечаю за процессы производства, Владислав — за сбыт и ведение документооборота. Сейчас у нас около 20 клиентов — это ИП из Ростова, области, развивающие частные магазины, также осуществляем поставки в детские сады. Некоторые люди, живущие неподалеку, приезжают к нам прямо на завод за продукцией. Безусловно, конкуренция в этом сегменте есть, но мы завоевываем покупателя качеством — производим продукты из натурального сырья, без использования консервантов и химических добавок. Наша главная задача на сегодняшний день — наработать клиентскую базу, чтобы полностью загрузить мощности. Пока мы больше ориентированы на работу с частными магазинами, ведем переговоры с их владельцами. Не исключаю, что в дальнейшем будем работать с торговыми сетями.
По словам Виталия Кизявки, директора ООО «Молочный завод “На лугу”», для небольшого районного завода заявленные мощности — неплохое начинание.
— Все будет зависеть от того, насколько качественной будет продукция этого предприятия, насколько она будет востребована у районов, где расположены заводы, — говорит он. — В любом случае молочная продукция местного производителя для покупателя лучше, нежели продукция, привезенная за 200 км, из того же Краснодарского края. Решение обеспечивать предприятие полностью своим сырьем — верное, тем более что животноводство активно поддерживается правительством.
Эксперт рынка молока ИКАР Алим Аюбов отмечает, что собственное сырье позволит предприятию нивелировать риск повышения цены на сырое молоко, быть уверенным в его качестве.
— Без собственной молочной базы переработчику очень сложно выжить на рынке, особенно небольшому, — добавляет он. — Кроме того, сохраняется маржа между производителем сырого молока и переработчиком, поскольку он является в этом случае одним лицом. В разное время года маржа смещается то в сторону производителя, то в сторону переработчика, но в данном случае компания будет застрахована от этих колебаний. Сама востребованность продукции «Василькового поля» будет зависеть от его ценовой политики, от того, сумеет ли компания найти свою нишу. Сейчас тенденция запуска небольших молокоперерабатывающих заводов наблюдается по всей России: из-за сложностей с финансированием новых крупных проектов в этой сфере появляется все меньше, а такие точечные инициативы, требующие гораздо меньших инвестиций, набирают популярность. Конечно, выйти в торговые сети с такими объемами сложно, тем более что в федеральных сетях борьба за место на полке идет и среди крупных, средних компаний. Поэтому подобным мини-заводам лучше всего работать с частными магазинами, где нет таких жестких требований низкой цены, как у ретейлеров, где проще договориться о ее уровне.
По данным Ростовстата, объем реализации молока и молочных продуктов сельхозорганизациями области в январе — июне 2015 года остался примерно на уровне аналогичного периода в предыдущем году, составив 49,9 тыс. тонн. При этом объем этой продукции, реализованный крупными и средними организациями, снизился на 4%.