Мини-маркеты для спонтанных
До конца 2014 года ростовская ГК «Миллениум» планирует удвоить свою федеральную сеть мини-маркетов «Ассорти-Экспресс продукт», реализующую товары спонтанного спроса. Созданная год назад, сейчас она насчитывает более 300 точек. Совладелец компании Михаил Сичинава заявил N, что намерен в 2014 году открыть еще около 400 магазинов, вложив в запуск каждого от 300 до 350 тыс. руб.
За год ГК «Миллениум» открыла в разных регионах России 305 мини-маркетов «Ассорти-Экспресс продукт», реализующих т. н. товары импульсного спроса — напитки, табак, снэки и пр., вложив в запуск каждого от 300 до 350 тыс. руб. В планах на 2014 год — увеличение сети в 2–2,5 раза. Руководители других продуктовых сетей называют формат перспективным: число импульсных покупок снижаться не будет, а мини-маркеты — хорошая замена ларькам, которых становится все меньше из-за ужесточения правил торговли. Один из игроков не исключает, что также займется развитием подобного формата.
Ростовский дистрибьютор продуктов питания ГК «Миллениум» начал переговоры с ЮЗБ Сбербанка, ВТБ и еще несколькими действующими партнерами компании о получении кредитных средств на развитие федеральной сети мини-маркетов с товарами импульсного спроса «Ассорти-Экспресс продукт». До конца следующего года в компании планируют открыть около 400 новых точек продаж. Об этом на минувшей неделе N сообщил совладелец компании Михаил Сичинава.
— Первый такой магазин мы открыли год назад, — уточнил он. — Сейчас сеть насчитывает 305 мини-маркетов по всей России, включая Москву и Санкт-Петербург. В течение 2014 года планируем довести общее число точек продаж «Ассорти-Экспресс» как минимум до 700.
Г-н Сичинава пояснил, что решение о развитии сети мини-маркетов, где были бы представлены т. н. товары спонтанного спроса, появилось в результате исследования потребностей покупателей сети универсамов «Ассорти-Продукт», которые также развивает ГК.
— «Экспрессы» созданы для тех, кто при сегодняшнем ритме жизни очень ограничен во времени. Утром люди спешат на работу, вечером — домой или за детьми — в школу, детский сад и пр. — и не готовы тратить время на хождение по супермаркету в поисках одного-двух товаров. Мы выяснили, что такая публика часто совершает именно импульсные покупки — приобретая быстро и лишь самое необходимое. Очевидно, что никто не хочет специально ехать в супермаркет за водой.
Ассортимент торговых точек сети состоит из 750–800 наименований продукции. Основные группы товаров — алкоголь среднего ценового сегмента (60–70 позиций), табачная продукция, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, включая упаковки конфет, снэки и небольшие сувениры. Доля продукции, дистрибьютором которой является «Миллениум», — примерно 30%. Михаил Сичинава рассчитывает, что по мере роста сети с поставщиками продукции можно будет договариваться о существенных скидках. Совладелец «Миллениума» считает, что прямых конкурентов у мини-маркетов нет, лишь в части торговли алкоголем определенную конкуренцию составляют развивающиеся в формате «у дома» алкомаркеты.
По данным г-на Сичинавы, средний чек в «Ассорти-Экспрессе» — 120 руб. в городах и около 100 руб. в небольших населенных пунктах; оборот одного мини-маркета примерно втрое ниже, чем универсама «Ассорти-Продукт». Сейчас мини-маркеты работают в Южном, Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, в Ростове и Ростовской области действуют 70 точек.
Вложения в один магазин составляют 300–350 тыс. руб., более 90% инвестиций — заемные средства. Партнерами проекта выступают ЮЗБ Сбербанка и ВТБ.
— Мы рассматриваем помещения в спальных районах и вдоль оживленных магистралей в пунктах с населением от 50 тыс. человек, — говорит Михаил Сичинава. — Их площадь должна составлять от 130 кв. м, торгового зала — от 60 кв. м. Работаем на условиях аренды.
По подсчетам предпринимателя, мини-маркет должен окупаться за 5–7 лет. Он также уточнил, что за год компания приняла решение о закрытии 16 наименее успешных точек продаж.
В Ростове работает похожая сеть «Нужные продукты», где в небольших торговых залах представлены наиболее востребованные продукты питания. Связаться с ее представителями на минувшей неделе не удалось. По информации сайта rabota.ru, сеть развивает ООО «Алла», в общей сложности она насчитывает 28 магазинов.
Управляющий партнер ГК «Мега-Дон» Ашот Хбликян называет формат мини-маркетов, рассчитанных на спонтанный спрос, перспективным. Он приводит пример сети 7-Eleven, магазины которой представлены по всему миру:
— Их ассортимент состоит из того, что может понадобиться сию минуту: от предметов гигиены до горячих бутербродов. Торговые площади очень маленькие, но по количеству торговых точек эта сеть — крупнейшая в мире. Импульсные покупки были и будут всегда, поэтому выбранное «Миллениумом» направление вполне перспективно.
Г-н Хбликян добавляет, что единственная сложность в развитии магазинов с товарами импульсного спроса — необходимость открывать их в большом количестве:
— Средний чек в них невелик, а издержки существенны: плата за аренду магазина площадью 100 кв. м сегодня доходит до 120 тыс. руб. в месяц. Кроме того, нужно платить зарплату как минимум двум продавцам и т. д. Чтобы такой бизнес был прибыльным, нужна не только приличная наценка, но и большое количество торговых точек — не менее 200. Тогда компания будет зарабатывать на объемах и получать товар от поставщиков по более выгодным ценам.
Г-н Хбликян уточнил, что и сам не исключает работы с подобным форматом торговли в будущем.
Директор сети «Апекс» Дмитрий Минин согласен с тем, что «Миллениум» развивается в достаточно свободной нише:
— По большому счету, мини-маркеты — это замена ларькам, которые после запрета на продажу алкоголя стали активно закрываться. Мы также отмечаем, что покупатели все более ограничены во времени, они предпочитают купить необходимое в небольшом, но удобно расположенном магазине. В этой связи мы сами пересмотрели концепцию развития и в ближайшее время открываем 3 магазина в спальных районах в помещениях до 200 кв. м. Прежде мы даже не рассматривали столь маленькие площади.