Мелким чугунным деталям пророчат большое будущее
В Таганроге начал работу Таганрогский литейный завод (ТЛЗ), производящий мелкие чугунные детали для железных дорог, автопрома и других отраслей экономики. Завод нацелен на 30% российского рынка.
Генеральный директор ТЛЗ Владимир Масленский (справа) рассказал губернатору области Василию Голубеву, что предприятие уже заключило договоры на поставку 7 тыс. тонн деталей, на рассмотрении находятся договоры еще на 6,5 тыс. тонн.
Представители ТЛЗ оценивают емкость российского рынка чугунного литья как высокую и предполагают, что она будет расти вместе с расширением сети скоростных железных дорог и локализацией производства автомобилей иностранных марок.
Проектная мощность Таганрогского литейного завода — 12–14 тыс. тонн мелких (массой до 60 кг) чугунных деталей в год, сообщил N коммерческий директор предприятия Сергей Баринов. Предприятие будет работать в три смены, численность производственного персонала в каждой из которых составит около 30 человек. В общей сложности на заводе занято 155 сотрудников.
Производство располагается в здании площадью около 4,5 тыс. кв. м, которое раньше было одним из цехов завода «Красный гидропресс». Это предприятие входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Корпорация также является владельцем ООО «Звезда-Стрела», которое контролирует 26% ООО «ТЛЗ». Остальные 74% капитала компании принадлежат рязанскому КБ «Глобус».
Ремонтные работы и монтаж оборудования ООО «ТЛЗ» начало в феврале прошлого года, пробный запуск первой производственной линии состоялся в декабре. Общий объем вложений в проект составил около 500 млн рублей, сообщил Сергей Баринов. Инвестиции производились за счет собственных средств учредителей компании. Оборудование закупалось в Германии, Дании, Турции и США, заключить договоры и привезти его завод успел до девальвации рубля и введения взаимных санкций Россией и западными странами. Основным поставщиком оборудования стала датская компания DISA.
До конца лета нынешнего года компания планирует достигнуть 80-процентной загрузки, а к Новому году — выйти на проектную мощность. Прогнозный срок окупаемости проекта — пять лет.
Производить детали ТЛЗ будет как из распространенного серого, так и из высокопрочного чугуна, который по своим характеристикам способен заменить сталь, но стоит при этом заметно дешевле, говорит Сергей Баринов.
— Железные дороги активно используют анкерные крепления из высокопрочного чугуна, — добавляет он. — Также из него делаются поворотные кулаки, тормозные диски и диски сцепления, коленчатые валы, суппорты и др. Мы ведем переговоры о поставках комплектующих как с «РЖД», так и с рядом зарубежных производителей автомобилей и комплектующих для них, среди которых, в частности, холдинг Ford Sollers, Valeo и Brembo.
По словам представителя ТЛЗ, возможностями завода в сфере производства железнодорожных креплений заинтересовался официальный представитель в России британской компании Pandrol, разработавшей одноименное анкерное крепление для скоростных железных дорог. Договор на производство и поставку 1,5 тонны таких креплений в течение нынешнего года уже подписан, заявил N Сергей Баринов, в общей же сложности емкость российского рынка таких деталей из чугуна составляет около 70 тыс. тонн в год, и она будет расти с развитием в России сети скоростных железных дорог. Перспективным с точки зрения развития предприятия является производство мелющих шаров из хромистого чугуна для цементной промышленности. Годовая потребность в них составляет около 30 тыс. тонн, говорит г-н Баринов.
Согласно пресс-релизу администрации Таганрога, посвященному запуску ТЛЗ, предприятие уже договорилось о поставках в 2015 году 433 тонн комплектующих для производства сельскохозяйственной техники заводу «Ростсельмаш». В ходе церемонии открытия генеральный директор ТЛЗ Владимир Масленский сообщил, что предприятие уже заключило договоры на поставку 7 тыс. тонн деталей, на рассмотрении — договоры еще на 6,5 тыс. тонн.
При загрузке около 80% выручка предприятия составит около 47 млн рублей ежемесячно, плановая рентабельность — 30%, сообщил Сергей Баринов. Через пять лет предприятие может занять до 30% российского рынка мелких чугунных деталей, надеется он. Развитию ТЛЗ поможет девальвация рубля, благодаря которой завод сможет держать отпускную цену на свою продукцию на среднеевропейском уровне — около 1 евро за килограмм, однако затраты покупателя на перевозку и таможенную очистку комплектующих при этом окажутся заметно ниже.
Среди основных игроков рынка мелкого чугунного литья представитель ТЛЗ называет Мценский литейный завод (МЛЗ) и белорусское ЗАО «Атлант». Эти предприятия не ответили на запросы N относительно перспектив ТЛЗ. Согласно отчетности МЛЗ, в 2013 году его выручка составила около 2,7 млрд рублей, а чистый убыток — около 48 млн рублей. В предыдущие три года завод работал с прибылью.
По данным Росстата, в 2014 году в России было выплавлено 51,4 млн тонн чугуна, что на 2,9% больше, чем в 2013 году.