Колбаса от Варшавского
Русский агропромышленный трест (РАПТ) Вадима Варшавского занялся переработкой производимой в его хозяйствах свинины. РАПТ приобрел батайское ООО «Донская мясная компания» и планирует выпускать около 3,2 тыс. тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов в год. Это может помочь группе со сбытом свинины в условиях ВТО.
На состоявшемся в конце ноября приеме в честь 20-летия газеты «Город N» глава «ГРУППЫ АГРОКОМ» Иван Саввиди (на фото справа) в шутку называл гендиректора УК «РАПТ» Вадима Варшавского (слева) начинающим предпринимателем. В каждой шутке есть доля правды: г-н Варшавский делает первые шаги на рынке колбас и мясных полуфабрикатов, лидером на котором давно является «ТАВР», входящий в группу г-на Саввиди. Фото из архива N.
РАПТ, в состав которого входят свинокомплексы «Русской свинины», уже довел объемы производства Донской мясной компании в конце этого года до 120 тонн продукции в месяц, а в первой половине следующего года планирует их удвоить. Собственная переработка, по мнению компании, поможет в условиях ВТО улучшить сбыт свинины. По данным экспертов, после вступления России в ВТО объем предложений на рынке мясных изделий вырос на 40%, что в основном связано с появлением новых игроков, работающих на более дешевом импортном сырье. В нынешних условиях, как отмечают производители, им приходится снижать цены на продукцию, однако вертикально интегрированное предприятие, контролирующее всю цепочку производства, может более эффективно управлять издержками и предлагать привлекательные цены.
Гендиректор Донской мясной компании Сергей Друзягин рассказал, что решение о развитии собственного производства мясных изделий РАПТа связано с тем, что рынок стал более требовательным к соотношению цены и качества, и компании в этих условиях есть что предложить потребителю. Кроме того, это поможет улучшить сбыт свинины, производимой РАПТом, ведь «на российском сырье работают всего 50% переработчиков».
— Задачи, которые стоят перед нами, — это внедрение новых технологий, позволяющих значительно расширить выработку продуктов нового поколения, в том числе лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов, повышение глубины переработки мясосырья и вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, что позволит увеличить выход готовой продукции на единицу перерабатываемого сырья, — говорит г-н Друзягин.
По словам собеседника N, до покупки РАПТом Донской мясной компании объемы производства были совсем небольшими. Сегодня предприятие выпускает ежемесячно 60 тонн колбасных изделий и 60 тонн разделанного мяса в индустриальной и индивидуальной упаковке. Как сообщил г-н Друзягин, в первой половине следующего года мощности и объемы выпуска планируется увеличить примерно в 2 раза — до 120 тонн колбасных изделий в месяц (1,4 тыс. тонн в год) и 150 тонн разделанного мяса (1,8 тыс. тонн в год). Для этого компания будет перерабатывать около 10–12 тыс. голов свиней в месяц. Сегодня, по утверждению Сергея Друзягина, свинокомплексы «Русской свинины», принадлежащие РАПТу, выпускают не менее 15 тыс. голов в месяц.
— Близость к крупным городам — потребителям мясной продукции и удобный выход на юг России, неплохие убойные мощности, хороший коллектив и производственная база — вот что стало главными факторами приобретения предприятия, — утверждает Сергей Друзягин. — Технологическая база производства оценивается специалистами отрасли как хорошая. Планируется усовершенствование технологических процессов. Технологические инновации коснутся оборудования, упаковки, ингредиентов. Стимулом для модернизации предприятия являются растущие потребности потенциальных покупателей, расширение масштабов деятельности предприятия, появление новых технологий, а также обострившаяся конкуренция на рынке мясной продукции. Рынок цивилизуется, он стал более требовательным к соотношению цены и качества.
По данным «Спарк-Интерфакса», выручка Донской мясной компании в 2011 году составила 130,6 млн руб., а прибыль — 1,1 млн руб. Согласно оценкам аналитика ИК «Финам» Анны Мишутиной, покупка предприятия могла обойтись в $ 3–4 млн, а объем вложений в развитие производства может составить от $ 5 до 10 млн.
По данным сайта РАПТа, Донская мясная компания основана еще в 1943 году, выпускает более 200 видов продукции — колбасы, деликатесные изделия, мясные полуфабрикаты, кулинарию.
По мнению замдиректора мясокомбината «Вепоз» Андрея Дженибалаева, после вступления России в ВТО конкуренция на рынке мясных изделий резко возросла.
— Объем предложений на рынке, по нашим оценкам, вырос на 40%, — объясняет г-н Дженибалаев. — В основном это произошло за счет появления большого количества новых игроков, которые работают на импортном сырье. Как правило, это московские компании. Из-за ужесточившейся конкуренции приходится снижать цены, наш комбинат понизил их на 10%. Некоторые производители сырокопченых изделий продают продукцию по 300 руб. за кг, в то время как нормальная цена — 500 руб. за кг. Уровень жизни потребителей не растет, при этом повышаются расходы, в том числе на налогообложение, поэтому основная доля покупателей обращает внимание в первую очередь на цену.
— Сегодня витрины завалены колбасной продукцией, — считает замгендиректора ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский» Марина Клинова. — Только вот колбаса по ГОСТу у иных производителей стоит 150–180 руб. за кг, а мясо на рынке — 300 руб. за кг. Встает вопрос — что это за ГОСТ? Популярность любой продукции будет зависеть от качества продукта, вкуса, раскрученности бренда, ну и от цены тоже.
По словам аналитика по рынку мяса ИКАР Михаила Григорьева, успех нового проекта РАПТа будет зависеть от ассортимента мясной продукции, ее рецептуры, а также от того, будет ли она изготавливаться по ГОСТу.
— Объемы ввоза импортной свинины сегодня действительно растут, — комментирует г-н Григорьев. — Если с января по июль они были ниже, чем в прошлом году, то с августа наблюдается превышение на 10 тыс. тонн, в сентябре — на 14 тыс. тонн, в октябре — на 20 тыс. тонн, а в ноябре — еще на 10 тыс.
По его словам, переработчикам удобнее использовать импортное мясо не только из-за более низкой цены, но и в связи с тем, что оно приходит без костей и его легче перерабатывать. В нынешних условиях переработчикам, работающим на отечественном сырье, придется снижать маржинальную доходность, при этом себестоимость производства отечественной свинины растет.
Как рассказал г-н Григорьев, в прошлом году она составляла в среднем 48–50 руб. за кг, при этом ее продавали по 85–90 руб. за кг в живом весе. В этом году себестоимость выросла до 60–65 руб. за кг (в том числе из-за подорожания кормов), а цена продажи — до 75–77 руб. за кг. Проблемы с удорожанием сырья для кормовой базы, которое составило в этом году примерно 40%, были и у РАПТа. Однако, по утверждению гендиректора миллеровского свинокомплекса «Русской свинины» Михаила Березкина, компании удалось справиться с ними, усовершенствовав технологии. В следующем году компания планирует начать реализовывать планы развития свиноводства и приступить к строительству 2 новых свинокомплексов в Миллеровском и Целинском районах.
По данным ИК «Финам», сегмент деликатесов и колбасных изделий — наиболее маржинальная часть рынка мясопродуктов.
— Конкуренция в этом сегменте, как правило, формируется на достаточно высоком уровне, — комментирует Анна Мишутина. — Вместе с тем в условиях постепенного расширения спроса на фоне умеренного роста доходов в данном сегменте теоретически вполне могут появляться новые игроки. Конкурентным преимуществом Донской мясной компании, вероятно, может стать довольно агрессивная ценовая политика. Вертикально интегрированное предприятие, контролирующее всю цепочку производства, может более эффективно управлять издержками и предлагать потребителям привлекательные цены.
По информации «Финама», потребление мяса в России в последние годы демонстрирует стабильный рост. За последние 10 лет уровень среднедушевого потребления вырос в 1,5 раза, но все еще существенно отстает от аналогичных показателей большинства развитых стран. Эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе спрос продолжит расти достаточно высокими темпами, что будет оказывать поддержку внутреннему производству.