«Клиент сам решит, сколько нужно электроэнергии»
Ростовское малое предприятие «Энергодар» заканчивает разработку коробочного решения для электростанции, работающей от солнечной энергии. По словам директора по развитию и сооснователя компании Максима Олейникова, амбициозный инвестпроект уже несколько лет реализуется из собственных средств.
Компания «Энергодар», занимающаяся продвижением на российский рынок современных энергосберегающих технологий и оборудования, уже поставляет на рынок юга России теплоэлектрические системы собственного производства, комплектуя ими частные коттеджи и гостиницы Краснодарского края. К примеру, недавно предприятие смонтировало водонагревательную установку собственного производства в сочинском пансионате «Лучезарный» на 150 человек.
N: — В чем, собственно, состоит разработка коробочного решения и что оно даст потребителю? М.О.: — Это решение в области автономного электроснабжения, уникальное и весьма перспективное в плане массовых продаж, — коробочная электростанция на т. н. солнечных батареях, которую можно продавать, например, через строительные магазины типа «Леруа-Мерлен» и др. или через интернет. Называться новый продукт будет En-BOX. Это солнечная панель с интегрированными в нее аккумуляторным блоком и преобразователем.
Проблема рынка фотоэлектрических систем в том, что эти системы стоят дорого, и, прежде чем их продать, придется произвести сложные расчеты, долго общаться с клиентом, подбирать комплектующие, которых немало. Обычно это солнечная панель, контроллер заряда, инвертор, провода и аккумуляторы — последние, как правило, представляют собой самый дорогой и самый ненадежный элемент системы. Их стоимость составляет около 60% стоимости комплекта, и служат они не более 5 лет. Все это продается клиенту поэлементно, «россыпью», и, соответственно, нужны специалисты, обладающие необходимыми компетенциями, чтобы это все собрать.
Наш En-BOX обладает набором гарантированных характеристик. Например, известно, что за сутки он запасает один киловатт-час электроэнергии. Стало быть, клиент при условии, что он знает, сколько энергии потребляют его электроприборы, может сориентироваться, достаточно ли ему одного такого комплекта. En-BOX снабжен встроенными литиевыми аккумуляторами, которые служат существенно дольше распространенных на рынке свинцово-кислотных, быстро отдают и накапливают энергию. В комплект входит инвертор, который может синхронизировать частоту тока с сетевым электричеством.
Иными словами, мы предлагаем клиенту самостоятельно решать, сколько электроэнергии ему нужно. Если у него небольшой дачный домик, то ему, скорее всего, хватит одного такого бокса. Если его потребности в электроэнергии увеличиваются, он может докупить бокс или боксы и дооснастить дополнительным оборудованием уже имеющееся, не испытывая затруднений с подключением, расчетами и заменой отдельных элементов на более производительные. Таким образом, можно легко начинать с малого и в процессе нарастить до любой мощности, с 1 кВт•ч, как для дачного домика, до 10 кВт•ч энергии, необходимой для среднего коттеджа с постоянным проживанием. И что важно, потребитель не теряет при этом ни копейки уже вложенных средств. Кроме того, смонтировать систему «из коробки» сможет любой электрик: нужно всего лишь подключить к сети два провода. Т. е. мы предлагаем клиентам гибкость, быстроту и независимость от мнения расчетчиков.
N: — На каком этапе сегодня этот проект? Что предстоит сделать, чтобы его можно было запустить в производство? М.О.: — Мы завершаем создание прототипа, который можно будет протестировать и по результатам тестов довести систему до стабильных показателей.
N: — Во сколько оцениваете объем необходимых инвестиций для создания коробочного решения и где рассчитываете получить необходимые средства? М.О.: — Для создания прототипа требуется 2 млн рублей. Сейчас мы обратились в Фонд содействия инновациям, а также в несколько венчурных фондов.
N: — А если фонды откажут? М.О.: — Продолжим инвестировать из собственных средств, как делали до сих пор. Это, разумеется, затянет дело, но проект в любом случае будет доведен до конца.
N: — Какова сегодня основная статья доходов вашей компании? М.О.: — Водонагревательные системы для гостиниц. Речь идет о 3–4 крупных заказах в год. Плюс около дюжины частных заказов: коттеджи, загородные дома. Недавно, к примеру, завершили работы по монтажу солнечной водонагревательной установки в пансионате «Лучезарный» в Сочи. В пансионате 150 номеров. Расход горячей воды — до 40 тонн в сутки, и вся она будет нагреваться от солнца. Мы самостоятельно спроектировали, привезли и смонтировали оборудование. Разработали блок управления с оригинальными алгоритмами работы (ранжированный алгоритм нагрева и разбора, температурные режимы по времени суток и т. д.). Контроллер среди прочего отслеживает моментальный и накопленный расход воды, вычисляет количество полученной тепловой энергии, строит графики и передает эту информацию по удаленным каналам. Мы сделали систему визуализации, чтобы у заказчика всегда была возможность иметь перед глазами картину того, как работает установка и сколько денег она сэкономила.
И все это обошлось заказчику сравнительно дешево, примерно в 3 млн рублей. Такого рода проекты в области солнечной энергетики в России можно пересчитать по пальцам. Расчеты показывают, что эта система окупится уже через 2 года в случае, если она является альтернативой электроэнергии, и приблизительно через 4 года, если она — альтернатива газу. В среднем такие системы окупаются за 2–3 года, если рассматривать их как замену электрическому отоплению, и за 3–6 лет, если это альтернатива газу.
N: — Каков диапазон цен? М.О.: — Простые водонагревательные системы стоят от 70 тыс. рублей, самая дорогая на сегодня — поставленная для пансионата «Лучезарный». Фотоэлектрические решения стоят от 30 тысяч рублей. Самая дорогая фотоэлектрическая система, которую нам довелось смонтировать, стоила 4,2 млн — сетевая электростанция мощностью 24 кВт•час для офиса торговой компании в Москве. Это был проект с партнерами из Германии: они осуществляли поставку всего оборудования, а мы производили монтаж.
N: — Сколько нужно людей и времени для выполнения заказа? М.О.: — В зависимости от сложности от одного дня до одного месяца. У нас в команде 5 человек, которые занимаются работой с клиентами и разработкой проектов, а также несколько бригад сантехников, электриков, кровельщиков — монтажники солнечных энергосистем с широкой квалификацией. В Германии таких людей называют солатёрами.
N: — Кого считаете своими конкурентами на рынке? М.О.: — По нашим оценкам, в России около 100 компаний и ИП, которые занимаются данным направлением. В основном это небольшие компании, занимающиеся розничными продажами оборудования на локальном рынке, в пределах города или региона. И только 5–10 компаний выходят за пределы региона, имея существенный опыт работы и достаточно сложные реализованные проекты.
N: — Как вы пришли в этот бизнес? М.О.: — Впервые познакомился с этим бизнесом в Германии, где завершал получение высшего образования по специальности «Экономика и управление». Я как раз оканчивал курс обучения, когда небольшая немецкая компания, занимающаяся установкой и обслуживанием энергосистем с использованием солнечных батарей, объявила о поиске представителя в России, который разбирался бы во всех аспектах этого бизнеса и владел немецким языком. Так начиналось сотрудничество с немецкими партнерами, в рамках которого было реализовано несколько проектов.
Дебютным стал проект оснащения Ростовского электротехнического колледжа системой, обеспечивающей подогрев воды, а также подогрев и охлаждение воздуха, который был реализован в 2009 г. на деньги федерального правительства, выделившего целевой грант. Было основано совместное предприятие, занявшееся поставками, монтажом, пусконаладкой и эксплуатацией солнечных коллекторов германского производства.
Но со временем стало очевидно, что сколь-нибудь существенных объемов продаж мы не добьемся. В связи с курсовой разницей немецкие системы напрочь проигрывали китайским в аспекте цены. Убедить немецких партнеров локализовать производство в России не удалось. Когда очередной потенциальный клиент отказался от установки немецкого коллектора из-за его дороговизны, я предложил ему установить систему, собранную «с нуля» из доступных на рынке комплектующих. Заказчик согласился, были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), смонтирован и установлен первый коллектор собственного производства. Решение оказалось удачным, стало понятно, что на этом можно строить эффективный бизнес. Через несколько лет была основана компания «Энергодар». Заметной вехой в развитии стала прошлогодняя победа на всероссийском конкурсе «Стартап-Тур», проводимом под эгидой агентства «Росмолодежь» в номинации «Инновационный бизнес».