г. Ростов-на-Дону
20 апреля 2025 22:40:10
81.14
92.22

Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей

В сентябре проект «АБВК-Эко» («дочка» ОАО «Евразийский») — завод по сжиганию иловых осадков канализации — прошел публичные слушания. Завод стоимостью 1,87 млрд руб. должен заработать в Ростове в конце 2014 года. В 2011 году «Евразийский» по инициативе правительства и под давлением общественности отказался от реализации подобного завода в Сочи.



До конца года в Железнодорожном районе Ростова начнется возведение завода по сжиганию иловых отложений очистных сооружений канализации мощностью 31 тыс. тонн сухого вещества в год. Инвестор строительства — ООО «АБВК-Эко», созданное в 2008 году специально для реализации регионального инвестпроекта «Чистый Дон» и входящее в ГК «Евразийский». Вложения в проект составят 1,87 млрд руб., сообщили N в ростовском ОАО «ПО Водоканал», он финансируется на условиях частно-государственного партнерства (см. справку). Завод планируется запустить до конца 2014 года. Подрядчиком стала немецкая компания Hager + Elsässer. — Подрядчик был выбран 28 октября 2011 года. В ближайшее время привлечение субподрядчиков не планируется, — уточнил пресс-секретарь Водоканала Андрей Крюков.

Сжигание канализационного осадка должно стать альтернативой его хранению на иловых картах. 23 сентября пресс-служба Водоканала опубликовала пост-релиз об общественных обсуждениях проекта, из которого следует, что этот этап был пройден успешно. В сообщении говорится, что причинами строительства стали нехватка площадей для размещения осадка, издаваемый им неприятный запах, а также угроза загрязнения грунтовых вод и водоемов.

В сообщении пресс-службы сжигание осадка названо «экологически дружественным методом». Примечательно, что «Евразийский» намеревался строить еще один завод по сжиганию илового осадка канализационных сооружений — в Адлерском районе Сочи. Однако в конце 2011 года правительство исключило объект из программы подготовки к Олимпиаде и развития Сочи (постановление № 1242 от 30.12.11). Руководитель пресс-службы ОАО «Евразийский» Юлия Ирхина не стала комментировать причины отказа, уточнив лишь, что в работе ростовского завода «будут использованы совершенно другие технологии». По наблюдениям N, постановлению предшествовали многочисленные протесты экологических организаций.

— Мы принципиально выступаем против строительства таких заводов на территории страны, — рассказал координатор проектов токсической программы «Гринписа России» Рашид Алимов. — Любое сжигание предполагает небезопасные выбросы в атмосферу. Практика работы подобных заводов связана с поступлением в окружающую среду хлорсодержащих соединений и тяжелых металлов — как в форме выбросов в атмосферу, так и при последующем вымывании из образовавшейся зо­лы.

Рашид Алимов добавил, что ситуацию могут осложнить стоки промышленных предприятий: образуемые ими «композиции» очень сложно очищать. Собеседник N затруднился оценить возможный вред от запуска завода в Ростове, пояснив, что для этого нужны данные о его влиянии на окружающую среду (ОВОС), которых нет в открытых источниках. Андрей Крюков пояснил N, что ознакомиться с ОВОС можно было во время слушаний, и подтвердил, что данных нет в открытом доступе, поскольку «этого не требует закон».

Г-н Алимов подчеркнул, что по-настоящему щадящей для экологии пока остается переработка иловых осадков в минеральные удобрения путем анаэробного метанового сбраживания с получением биогаза для мини-ТЭС. В Москве эта технология применяется на Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях.

— Думаю, ростовский Водоканал рассматривал и такой вариант, — комментирует директор Института инженерно-экологических систем РГСУ Денис Бутко. — Отказ от подобного проекта — это, с одной стороны, упущенная прибыль, а с другой — подтверждение того, что далеко не всегда наш осадок пригоден для переработки в удобрения — например, из-за содержания металлов. К сожалению, стоки производственных предприятий не всегда содержат только то, что можно и соответствует ПДК.

Денис Бутко заявил, что считает сжигание лучшей альтернативой хранению ила на картах.

— Иловые карты — это гниющий осадок. Это хорошо ощущается, когда ветер дует в направлении Западного. Кроме того, в ближайшем будущем ростовские карты исчерпают свои возможности — придется строить новые, отводить под это сельхозземли. Если говорить о сжигании, это самая прогрессивная из сущест­вующих технологий. С одной стороны, завод утилизирует осадок, с другой — получает тепло, которое сможет использовать для своих нужд. Если все заявления и планы относительно качества и механизмов очистки будут воплощены в жизнь, вреда экологии не будет.

По информации ростовского Водоканала, Ростов станет третьим городом в стране после Москвы и Санкт-Петербурга, где иловый осадок будут сжигать. Информацию о подобных заводах в столице коррес­понденту N обнаружить не удалось. В Санкт-Петербурге, согласно данным сайта городского Союза промышленников и предпринимателей, работают три подобных предприятия. Самый последний завод — на Юго-Западных очистных сооружениях — был запущен в 2007 году и обошелся в 34,3 млн евро.

Просмотров: 4919

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей
В августе 2025 года в Азовском районе Ростовской области должен заработать завод компании «АСВА» по переработке льна. Объект строится с 2023 года. Согласно заявленным планам, 20% продукции будут продавать на внутреннем рынке, остальное пойдет на экспорт.
Инвестпроекты
Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей
Юрий Слюсарь изучил ход строительства жилья и социальных объектов на территории комплексного развития.
Инвестпроекты
Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей
Строительная компания «Альянс» инвестирует 1 млрд рублей в монтажные работы и натуральный камень для фасада дома-резиденции «Собрание» — элитного жилого комплекса в историческом центре Ростова-на-Дону.
Инвестпроекты
Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей
ООО «Азовский морской терминал» завершило строительство первого причала для отгрузки зерновых на экспорт. Зерновой терминал с четырьмя причалами должны были запустить в Азове в прошлом году. Однако проект, который стартовал в 2019 году, забуксовал по целому ряду причин.