Инвестор объедет Ростов с запада
Финансово-инвестиционная группа компаний «Регион» Сергея Сударикова, которую связывают с «РОСНЕФТЬЮ», может стать концессионером на строительстве платной дороги «Западная хорда» в Ростове.
ГК «Регион» объявила о готовности заняться разработкой и реализацией совместно с правительством Ростовской области ГЧП-проекта «Западная хорда» общей стоимостью 30 млрд рублей. Компания занялась инфраструктурными проектами недавно. С прошлого года она строит таможенно-логистический терминал на границе с Китаем и стала концессионером на строительстве платной дороги в Московской области. «Ведомости» опубликовали будущие расценки на проезд по этой дороге — около 10 рублей за километр для легковой машины, это в несколько раз выше, чем цены «Автодора».
Финансово-инвестиционная группа компаний «Регион» заключила рамочное соглашение с правительством Ростовской области о совместной разработке и реализации инвестпроекта автодороги «Западная хорда», его подписали региональный министр транспорта Владимир Окунев и замгендиректора инвестиционной компании «Регион» Андрей Романовский на форуме «Транспорт России — 2021». В Агентстве инвестиционного развития Ростовской области (АИР РО) сообщили, что проект планируется реализовать в формате государственно-частного партнерства. В пресс-службе ГК «Регион» уточнили, что возможно использование механизма концессионного соглашения при реализации проекта.
«Западная хорда» — дорога протяженностью 13,5 км — пройдет от трассы А-280 Ростов — Таганрог до моста через реку Дон на западном обходе донской столицы (улица Всесоюзная — Западное шоссе). По информации министерства транспорта Ростовской области, уже началась разработка проектно-сметной документации, планируемые сроки строительства — 2022-2025 годы. По предварительным расчетам, трафик «Западной хорды» в 2025 году может составить 22 тысячи автомобилей в сутки, к 2035 году — 30 тысяч. Предполагается, что дорога будет платной.
В ГК «Регион» объем собственных вложений в проект не называют. По данным АИР РО, из заявленных в соглашении 30 млрд рублей инвестиций ориентировочный объем внебюджетных средств может составить около 14 млрд рублей.
«Инфраструктурные проекты являются одними из приоритетных для группы «Регион». В частности, мы инвестируем в развитие Дальнего Востока, где строится транспортно-логистический терминал «Каникурган», Подмосковья в части строительства и эксплуатации на платной основе сети автомобильных дорог в Московской области. 110-километровое Ростовское транспортное кольцо, которое станет одним из драйверов развития региона, также относится к стратегическим проектам группы», — процитировал АИР владельца ГК «Регион» Сергея Сударикова.
ГК «Регион» — одна из крупнейших в России частных инвестиционных групп. Компания предоставляет услуги управления активами, лизинга, страхования, брокерские услуги. По итогам 10 месяцев 2021 года БК «Регион», входящая в группу, заняла 1-е место по объему размещений облигаций (без учета собственных) в рэнкинге CBONDS, разместив облигаций на сумму 250 млрд рублей (17,15% рынка), группа УК «Регион» входит в тройку крупнейших компаний по объему средств в управлении, согласно рэнкингу РА «Эксперт», составленному по итогам 6 месяцев текущего года.
По данным «Ведомостей» и Forbes, участники рынка связывают «Регион» с «РОСНЕФТЬЮ». Нефтяная компания это всегда опровергала, пишут «Ведомости», но, по меньшей мере для «Региона», она очень крупный клиент. В 2017 г. структуры «РОСНЕФТИ» пополнили капитал связанного с «Регионом» банка «МКБ» на 22 млрд руб., разместив в нем субординированные депозиты на необычно большой для России срок 49 лет. «Регион» управляет НПФ «Эволюция», обслуживающим корпоративную программу «РОСНЕФТИ».
С 2017 года в составе «Региона» появилось ООО «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ), которое создано для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты, включая ГЧП. «Целью АРПИ является формирование портфеля качественно структурированных и ликвидных активов, генерирующих стабильный и прогнозируемый доход в секторе ЖКХ, транспорта, здравоохранении и социальной инфраструктуры», — сообщается на сайте компании.
Крупными инфраструктурными проектами «Регион» занялся недавно. Пока что их два. В проект транспортно-логистического терминала «Каникурган» в Амурской области компания вошла в конце 2019 года, став победителем регионального конкурса. В прошлом году она приступила к строительству терминала возле нового трансграничного моста в Китай (соединяет Благовещенск и Хайхэ), завершить его планирует в 2024 году. Общий объем инвестиций составит до 8,1 миллиарда рублей, сообщается на сайте компании. Для реализации проекта был привлечен генподрядчик — китайская компания China Communications Construction Company Ltd. По данным Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, расположение терминала позволяет сократить маршрут из Китая по России в страны Европы на 1,5 тыс. км без существенного увеличения пробега по Китаю.
Второй инфраструктурный проект «Региона» — строительство платного скоростного дублера МКАД «Солнцево-Железнодорожный». По данным газеты «Ведомости», соглашение компания подписала с правительством Подмосковья в феврале 2020 года, завершить строительство хотят к 2026 году. Источник сообщает, что дорога длиной 53 км станет ближайшим дублером МКАД. «Регион» построит примерно две трети — от Бутова в Железнодорожный, оставшуюся часть уже строят власти Москвы. Общая стоимость дублера — 86,7 млрд рублей. Структура финансирования не ясна. Срок концессии — 29 лет. Кто станет генподрядчиком на этом строительстве, пока неизвестно.
Любопытно, что «Ведомости» приводят планируемую стоимость проезда по платной дороге. В частности, проезд на легковом автомобиле и мотоцикле от Солнцева до Железнодорожного обойдется почти в 500 руб. — около 10 руб. за 1 км — это в несколько раз дороже, чем при проезде по большинству дорог ГК «Автодор». Для грузовиков цена еще больше — до 1470 рублей (почти 28 рублей за километр). Для сравнения: по данным «Автодора», на некоторых платных участках М-4 в Московской и Ростовской областях в будни стоимость проезда на легковом автомобиле сегодня, по подсчетам N, составляет 2,1-2,4 рубля за километр, для грузовиков — 3-3,4 рубля за км.
По данным «Национального центра ГЧП» (входит в состав «ВЭБ РФ»), с начала пандемии число инфраструктурных инвестиций в России сократилось. За 3 квартала 2020 года их объем был вдвое меньше, чем за тот же период 2019 года: 243 млрд руб. против 462 млрд руб. соответственно. В 2021 году началось постепенное восстановление. Чтобы стимулировать интерес инвесторов в России, государство внедрило ряд мер поддержки, в том числе выпуск инфраструктурных облигаций.
На минувшей неделе стало известно о том, что «ДОМ.РФ» выпустит облигации для финансирования инфраструктуры на 150 млрд рублей до конца 2024 года. Как поясняют в банке, денежные средства, поступающие от размещения облигаций, будут выдаваться под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. Данный механизм может быть использован в том числе при реализации проектов ГЧП и концессий. Банк уже приступил к сотрудничеству с кредитными организациями в рамках механизма облигаций. Подписаны соглашения сразу с несколькими крупнейшими банками, в том числе с МКБ.
Концессионеры могут воспользоваться и другими мерами поддержки. Например, в течение 2021 года планируется выделение капитальных грантов на дорожные проекты из федерального бюджета или из средств ФНБ в объеме не более 50% от стоимости проекта. Условия финансирования сейчас уточняются, говорится в аналитическом отчете НЦ ГЧП, опубликованном в октябре текущего года.
В Ростовской области уже реализуется ГЧП-проект по развитию автодорожной инфраструктуры, его участник — столичная ГК «Нацпроектстрой», которая была создана в 2020 году в результате объединения строительных активов ВЭБа и Аркадия Ротенберга. В сентябре 2020 года «Нацпроектстрой» через подконтрольное ООО «НПС Аксай» заключил долгосрочное инвестиционное соглашение с «Автодором» на строительство и эксплуатацию 36-километрового участка обхода Аксая (5-й участок) общей стоимостью 86 млрд рублей. Объем софинансирования проекта со стороны инвестора составит около 8,6 млрд рублей. По последним данным, все участки обхода Аксая планируется запустить до 1 декабря 2023 года. После запуска дороги «НПС Аксай» будет эксплуатировать ее на платной основе до 31 декабря 2051 года. Стоимость проезда пока не была объявлена.