Эксперты о застройке старого ростовского аэропорта: «Правительство здесь не нужно, добавьте производства»
На минувшей неделе столичное архитектурное бюро Asadov опубликовало концепцию застройки старого ростовского аэропорта (без учета здания аэровокзала). Ростовские архитекторы не согласны с тем, что часть правительственных структур, согласно концепции, переедет на окраину города, сетуют на то, что выбор автора концепции происходил без конкурса. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится: с конца июня работу над проектом возглавляет не компания «Аэро-Сити» (входит в «Аэропорты Регионов») а Региональная корпорация развития.
На минувшей неделе столичное архитектурное бюро Asadov опубликовало концепцию застройки старого ростовского аэропорта. Компания готовила ее совместно с ГАУ РО «РНИИПИ Градостроительства». Как следует из концепции, 60% территории займет зона жилой застройки, остальное отдано под т. н. общественную зону, где разместятся объекты делового назначения, здания правительства и налоговой службы, конгрессно-выставочный центр, технопарк и инновационный центр, спортивные и медицинские объекты. На территории запланировали построить несколько культурно-досуговых центров, два храма и часовню.
«Данный проект суммирует многочисленные наработки последних нескольких лет, включая концепции Антони Бешу, Алексея Полянского, Сергея Трухачева и другие», — отмечается в сопроводительной записке.
Территория застройки старого аэропорта, согласно концепции, составляет 367 га. Отметим, что проект разработан без учета участков и здания аэровокзала, принадлежащих «ГРУППЕ АГРОКОМ», об этом N уточнили в пресс-службе компании.
Профессор кафедры истории архитектуры и искусства, реставрации и реконструкции Академии архитектуры и искусств ЮФУ Сергей Алексеев в беседе с корреспонденткой N отметил, что в концепции не хватает полифункциональности:
— Я считаю, что нельзя выделять в отдельные зоны общественную и жилую застройку. Город не терпит пустоты. Жилье должно органично соседствовать со зданиями общественного назначения, а они, в свою очередь, дополнять жилье. Представляете, уезжают вечером сотрудники из банков и офисов, и город стоит мертвый. А он должен жить, по вечерам должны быть открыты кафе, рестораны, бары, картинные галереи. Уже давно во всем мире отказались от монофункциональности. В Барселоне в середине XIX века была принята правильная форма квартальной застройки с замкнутыми дворами. Это предопределило развитие города на века. Туда приезжают миллионы туристов, но никто никому не мешает, потому что они не могут попасть во внутреннее пространство дворов. Всем комфортно. В нынешней концепции есть попытка сделать кварталы, но все они разновысокие, а в Барселоне идут по одному уровню — 5-6 этажей, не более. У нас восточные ветра. Почему бы не прийти к концепции городской стены и не сделать по периметру ветрозаграждение из домов повышенной этажности? Было бы очень красиво, и мировой опыт об этом говорит.
Завкафедрой градостроительства Академии архитектуры и искусств ЮФУ профессор Александр Бояринов обратил внимание на то, что из концепции неясно, как будет обеспечена занятость населения на этой территории, за счет чего люди будут там жить:
— Надо, чтобы 30-40% жителей были здесь обеспечены местами приложения труда. Тем более что неподалеку расположен большой жилой комплекс «Вересаево», где живет много людей, а мест приложения труда мало. Нужны какие-то производства поблизости. На вопрос, что это будут за производства, ответа пока нет.
Собеседник N отметил, что остается неясным, как будут решены рекреационная и транспортная составляющие этого восточного района города, сливающегося здесь с территорией Аксая:
— Вроде бы намечены предварительные решения, но они пока еще не проработаны. И эта неопределенность не способствует выработке устойчивого направления по развитию крупного района города. Состояние неопределенности надо преодолевать.
Концепция предполагает перенос правительства области на территорию старого аэропорта. И Александр Бояринов, и Сергей Алексеев считают это нецелесообразным.
— Административные функции должны быть сосредоточены в центре, это показатель комфортности, равнодоступности для всех горожан, — подчеркнул г-н Алексеев. — У нас в центре неосвоенное пространство: правительство занимает от 10% до 20% здания на Ворошиловском.
— Все-таки административно-управленческие функции власти должны располагаться в центре города, — соглашается г-н Бояринов. — Тем более у нас там есть резервы — ипподром, по которому уже принято решение вынести его на левый берег.
Журнал «Эксперт-Юг» проводил круглый стол, на котором обсуждалась концепция. Издание цитирует слова директора НПО «Южный градостроительный центр» Сергея Трухачева, который посетовал, что сегодня в Ростове не происходит широкого общественного обсуждения и участия в разработке концепции профессионального сообщества и горожан. Он привел пример Волгограда, где сегодня идет отбор концепции по освоению земель бывшего тракторного завода. В Волгограде для выбора концепции организован международный конкурс.
В беседе с N Сергей Алексеев согласился с тем, что нужен конкурс на разработку концепции, в нем должны принимать участие многие архитекторы, в том числе и зарубежные.
Заказчиком концепции выступила компания «Аэро-Сити» (структура «Аэропортов Регионов», до декабря 2021 года ее контролировал Виктор Вексельберг). Ранее эта компания являлась арендатором федеральных земель под старым аэропортом. В дальнейшем контролировать комплексное развитие территорий будет АО «Региональная корпорация развития» (РКР), соответствующее постановление правительство РО выпустило в конце июня.
В РКР работу над этим проектом возглавил Игорь Далаксакуашвили, который тогда же, в конце июня, покинул пост главного архитектора Ростовской области и стал заместителем гендиректора РКР.
— Я давно не мерю карьеру названиями должностей, главное для меня — проекты, — заявил N Игорь Далаксакуашвили. — А проект строительства объемом 3 млн кв. м не может не заинтересовать любого специалиста.
По мнению г-на Далаксакуашвили, конкурс концепций не был проведен, поскольку ранее у этой территории был только один правообладатель — ООО «Аэро-Сити», поручившее это задание столичному бюро.
По словам г-на Далаксакуашвили, в концепцию развития территории старого аэропорта заложена основная цель — создание нового центра деловой активности, центра Ростовской агломерации.
— Жилые районы, строившиеся ранее, например Левенцовский, Суворовский, были просто крупными, но не создавали центров притяжения для жителей других территорий, — пояснил эксперт. — Здесь поставлена концептуально иная задача. Из 3 млн кв. м максимум 1,6 млн кв. м придется на жилье. В этом районе будет медицинский кластер, объекты культуры, спорта, новое здание правительства области. Некоторые специалисты критикуют перенос областных структур на новое место, но мало кто вспоминает, что существующий комплекс зданий правительства (бывший часовой завод) примерно на две трети находится в частной собственности. Перед нами поставлена задача высокого уровня: размещение части правительственных объектов на территории старого аэропорта будет одним из факторов формирования здесь нового центра активности. Предпосылками к этому служат как масштабность самого проекта, так и вектор на смещение деловой активности в сторону «восточного луча», заданный появлением аэропорта Платов. Нам предстоит создать дополнительную зону притяжения. Главное — обеспечить комплексность реализации проекта, то есть синхронность возведения жилых, общественных зданий и различной инфраструктуры.
Г-н Далаксакуашвили подчеркнул:
— Представленная концепция — это, по сути, дизайн-код, направление. Главное — то, что будет заложено в проекте планировки территории (ППТ), это уже нормативная история.
Ожидается, что работа над ППТ по заказу РКР начнется в ближайшее время, а в 2023 году планируется начало строительно-монтажных работ.