г. Ростов-на-Дону
19 октября 2021 12:17:05

«Мы планируем выйти в лидеры сегмента устриц и мидий»

Азово-Донская осетровая компания, по словам ее соучредителя Ивана Милованова, совместно с ГК «Ростовский порт» инвестирует 2,8 млн долларов в разведение устриц и мидий в Крыму.
«Мы планируем выйти в лидеры сегмента устриц и мидий» Иван Милованов, АЗДОК

Крымская компания «Р-Строй», реализующая от лица ООО «Азово-Донская осетровая компания» (АЗДОК) проект по разведению устриц и мидий, в ноябре планирует приступить к производственной части — высадке посадочного материала в количестве 1,4 млн устриц. По словам Ивана Милованова, таким объемом не оперирует ни один крымский конкурент. Кроме того, компания инвестирует в развитие своего прудового хозяйства в Ростовской области, увеличив показатели по товарной рыбе и маточному поголовью осетровых в несколько раз за полтора года.

N: — Как развивается ваш крымский проект «Р-Строй» по разведению мидий и устриц? Высадили первый миллион устриц?

И.М.: — Мы решили высадить сразу 1,4 млн устриц, чтобы через 3,5 года на ферме постоянно находилось 5,5 млн устриц. Когда мы начинали наш проект, все удивлялись: «Зачем вы тратите на это деньги?» Наши конкуренты в этой сфере работали нелегально. Однако, как показывают последние события, мы были правы. Всех, кто занимается в Крыму разведением рыбы и морепродуктов, обязали оформить необходимые документы. Надо провести экологическую экспертизу, которая стоит 3 млн рублей, рассчитать ущерб и т. д. Те, кто высаживает по 200-300 тыс. устриц, не могут позволить себе такие траты, поэтому начались бунты. Мы изначально заложили все эти расходы в бюджет, они составили более 4 млн рублей. Кроме того, чтобы вести деятельность в море, надо иметь земельный участок на берегу. А в Крыму земельный вопрос очень сложный. Тем не менее нам удалось все согласовать. Теперь у нас 108 га в море, которые мы выиграли в ходе конкурса, и 3,5 га — земельный участок, арендованный у муниципалитета.

Все это затянуло начало реализации производственной части. Но за это время мы рачительнее подошли к проекту. Сначала мы хотели закупать белорусские или китайские садки, но потом выяснили, что устрицы в них срастаются, отход очень большой, а срок годности садков невелик. Есть много нюансов, влияющих на разведение устриц. Мы договорились о более дорогих поставках с французским производителем. Вспомогательное оборудование делает наш соучредитель — ГК «Ростовский порт». В ноябре мы планируем установить оборудование и высаживать устриц размером 6-35 мм в течение зимы-весны. Первый урожай, примерно 20% от высаженного объема посадочного материала, мы получим через 9-10 месяцев. Товарными считаются устрицы длиннее 6 см.

N: — А что с мидиями?

И.М.: — С мидиями немного проще. Посадочный материал всегда есть в наличии, по крайней мере, у наших крымских партнеров, с которыми мы планируем создать ассоциацию. Нам достаточно поставить коллекторы и рассадить посадочный материал.

N: — Каков объем инвестиций? Кто финансирует проект?

И.М.: — Только катер производства ООО «Риф» стоит около $ 300 тыс. В общей сложности на оборудование потребуется около $ 1,5 млн. Будем постепенно его устанавливать в течение 10 месяцев в ходе подрастания устриц. Полностью проект оценивается в $ 2,8 млн. Срок окупаемости — минимум 3,5 года. Наш главный партнер — ГК «Ростовский порт», финансирует с нами этот и другие проекты. Возможно, в дальнейшем привлечем банковские займы. Кроме того, рассчитываем на различные государственные программы субсидирования.

N: — Когда и кому сможете осуществлять первые продажи?

И.М.: — Через год после высадки сможем продавать устриц, мидий — немного позже.

Мы уже изучаем рынок, разговариваем с покупателями, чтобы понять, на какое количество рассчитывать. Основные потребители — это рестораны Москвы, Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова, черноморского побережья. У нас есть предварительные договоренности с ними и региональными дилерами о реализации около 80 тыс. устриц в месяц.

N: — Какова производительность и рентабельность этого бизнеса?

И.М.: — Полная мощность — это 5,5 млн штук устриц и 300 тонн мидий в год. При условии соблюдения всех требований технологии рентабельность составит 150-200%.

N: — Где сейчас рестораторы покупают эту продукцию?

И.М.: — Выбор широкий: Дальний Восток, Азия, Крым.

N: — В Крыму у вас большая конкуренция?

И.М.: — Действующих компаний не более 5, все они небольшие. Самый крупный разводчик высадил в этом году 1 млн устриц, но размером 6 мм, то есть процент отхода будет доходить до половины. Мы планируем выйти в лидеры этого сегмента.

Однако рынок, связанный с производством гидробионта, приобрел в последнее время благородный оттенок. Мы все сплотились. Мы планируем создать ассоциацию производителей живых морепродуктов Крыма, которая будет заниматься финансовыми вопросами: субсидии, инвестпроекты, получение льгот. В таком случае шансы на получение поддержки увеличиваются. Властям это тоже выгодно, поскольку они будут понимать наши объемы производства.

N: — Почему вообще взялись за этот проект?

И.М.: — Это тоже сектор аквакультуры, если начинаешь им заниматься, все интересно, хочется расширять горизонты. Например, в России на черноморском побережье еще никто не занимается морским рыбоводством — отсутствуют технологии, оборудование. Это дорого стоит — около 600 млн рублей на единовременный объем выращивания рыбы более 2,5 тыс. тонн. Например, нам интересно разводить морскую рыбу. Наши партнеры в Турции успешно ведут эту работу. Есть предварительная договоренность с ними о предоставлении посадочного материала. Они же занимаются и кормами — это основные затраты в таком бизнесе, почти половина инвестиций. За 7-8 месяцев роста рыбы в море надо получить максимальный экономический эффект. Мы запланировали этот проект на 2021 год. ООО «Риф» уже отработало производство морских садков.

N: — Видимо, разведение осетровых в пруду очень доходно, раз позволяет инвестировать в новые проекты?

И.М.: — На сегодня наше хозяйство — это около 5 тыс. кв. м садков. По этому показателю мы стали лидером на юге России. За полтора года мы увеличили маточное поголовье осетровых с 7 до 16 тонн, товарное стадо — с 10 до 35 тонн. В месяц реализуем 2 тонны товарной рыбы четырех видов: бестер, русско-ленский осетр, сибирский осетр, стерлядь. Форель продаем с ноября по июнь, а закупаем в конце октября. Мы добились того, что в этом году форель у нас пересидела лето. В течение месяца, когда была самая жаркая погода, делали ей аэролифт. Теперь эти особи весят более 2 кг. Раньше мы закупали до 6 тонн молоди форели. Возможно, в этом году увеличим закупку.

N: — То есть удалось наладить экономику выращивания форели?

И.М.: — Да, но, на мой взгляд, бизнес по выращиванию форели или осетра не должен быть основным, а лишь сопровождать получение посадочного материала, осуществление компенсационных мероприятий и икорное производство. У нас всегда после бондировки икорного стада половина — это самцы, которые идут на мясо. Товарной рыбой засаживаются свободные площади. То же самое с форелью. Поскольку мы не обладаем природным ресурсом — холодной водой, текущей с гор, — мы не можем говорить о полном цикле ее производства. В планах у нас — строительство большого инкубационного центра, производящего минимум 15 млн мальков в год. Тогда мы сможем говорить о полном цикле производства форели здесь, передержки ее летом в бассейнах.

Осетр в период зимовки не растет, даже худеет. Чтобы заполнить эту брешь, мы пробуем все варианты зарабатывания денег. Основной упор сейчас делаем на посадочный материал, разведение маточного стада. Мы начали участвовать в тендерах на проведение компенсационных мероприятий. Надеюсь, с 2020 года начнем выпуск мальков.

N: — Инкубационный цех вы же организовали лишь пару лет назад?

И.М.: — Это арендованный инкубационный цех. Его производительность 300 тыс. мальков. Этого хватает лишь для собственных нужд и выполнения небольших заказов. То же самое и с икрой. Бизнесом это станет с новым инкубационным цехом. За эту зиму планируем его построить. Это будет 2 ангара 120 на 40 метров, бассейн, насосы, оборудование для водоподготовки. На это потратим около 35 млн рублей. Мы хотим, чтобы цех справлялся с любыми задачами по получению качественного посадочного материала, гибридизации и т. д. У нас уже есть потенциальные потребители как посадочного материала, так и икры. Это очень востребовано, поскольку на юге России существуют лишь 2 крупных инкубационных центра: в Краснодарском институте осетроводства и государственном «Биосе» в Астрахани.

N: — Сколько товарной рыбы продадите за 2019 год? Кто покупатели?

И.М.: — Около 10 тонн осетровых (в прошлом году продали 2 тонны) и 8-10 тонн форели. В течение трех лет мы покупали рыбу, она росла. В этом году она вышла на показатели товарной. Наши покупатели — рестораны (примерно 50% продаж), сетевые специализированные магазины (30% продаж) и физлица, которые приезжают в хозяйство сами. С этого года мы организовали и доставку при объеме заказа от 20 кг.

Еще одно нововведение — в этом году мы провели 6 гастрономических экскурсий по хозяйству для представителей крупных компаний, а также зарубежных делегаций. Мы поставили летний шатер, организовали банкетный стол. Меню включало блюда из нашей рыбы, черную икру и вина «Вилла Звезда» от нашего партнера. Будем развивать это направление.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые продукты
image
Азово-Донская Осетровая компания собирает у себя всю популяцию осетровых Азово-Донского бассейна. Живые севрюгу и стерлядь продают ресторанам, вскоре ассортимент расширится и за счет икры. Белугу, занесенную в Красную книгу, разводят для дальнейшего выпуска молоди в Дон.
Просмотров: 11252

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
image
Владелец и гендиректор зернотрейдера ГК «Агропрайм» Александр Алимов принял решение развивать собственное производство масла: его экспортировать выгодно, а семечку — уже нет.
Инвестпроекты
image
В ходе очередного раунда финансирования социальная сеть для инвесторов TraidingView привлекла $298 млн, сообщает Forbes Russia со ссылкой на агентство Bloomberg. Стоимость информационной платформы участники раунда оценили в $3 млрд.
Инвестпроекты
image
Таганрогский экспортер сельхозпродукции «Агропрайм» планирует построить в Неклиновском районе маслоэкстракционный завод мощностью 1 тыс. т в сутки за 3,3 млрд рублей. Завод будет расположен близко к морскому порту Таганрога, чтобы обеспечить удобную логистику поставок на экспорт. По оценке аналитиков рынка, экспорт подсолнечного масла — перспективное направление для развития.
Инвестпроекты
image
Raven Russia установила в своем складском комплексе «Логопарк Дон» солнечную электростанцию мощностью 524 кВт. Объем инвестиций в проект составил 60 млн руб. Компания планирует реализовать вторую очередь проекта и увеличить мощность до 1 МВт. Это позволит покрыть потребности логопарка в электроэнергии на 17-20%.