г. Ростов-на-Дону
20 июня 2021 08:54:02

Большому кораблю — большая судоверфь

ОАО «Азовская судоверфь» Александра Олейникова, созданное для реализации инвестпроекта по строительству судостроительно-судоремонтного комплекса в Азове, разместило эмиссию на сумму более 900 млн руб. и ожидает кредит ВЭБа на сумму свыше 5 млрд руб. Здесь планируется выпускать в год 10 судов класса «река — море». Российский флот изношен и подлежит обновлению, считают инициаторы проекта и подтверждает представитель крупного транспортного холдинга. В случае успеха новая судоверфь, которая будет в несколько раз больше действующей, может стать одним из самых технологичных предприятий в своей отрасли.
Большому кораблю — большая судоверфь

Азовская судоверфь планирует в этом году начать строительство комплекса, способного выпускать в год 10 судов класса «река — море». Технологии и оборудование поставит южнокорейская Korean Exhibition Management Co., Ltd. Российский флот изношен и подлежит обновлению, считают инициаторы проекта и подтверждает представитель крупного транспортного холдинга. Большинство отечественных судостроительных заводов находится в упадке, а зарубежные конкуренты пока что строят быстрее и дешевле.


ОАО «Азовская судоверфь» разместило эмиссию на 907 млн руб., региональное отделение ФСФР по ЮФО зарегистрировало отчет компании об эмиссии 25 апреля, говорится в материалах службы.

Это ОАО создано бизнесменом Александром Олейниковым (подробнее см. «О компании») для реализации проекта нового судостроительно-судоремонтного комплекса на 25 га в Северо-Западной промышленной зоне Азова. У г-на Олейникова уже есть действующее ЗАО «Азовская судоверфь» — оно расположено на 6,5 га в центре Азова, и расширять площадку, очевидно, не позволяет территория. На сайте ЗАО говорится, что начало строительства нового комплекса планируется как раз в 2012 году.

Судоверфь сможет ежегодно строить 10 судов класса «река — море» дедвейтом до 10 тыс. т в год, осуществлять дефектацию и ремонт корпусов судов, судовых двигателей, систем, механизмов, устройств и систем снабжения, а также разрабатывать техдокументацию на переоборудование и модернизацию.

Проектированием технологической части и поставкой оборудования займется южнокорейская Korean Exhibition Management Co., Ltd, проектированием строительной части — «Союзпроектверфь», а кредитовать проект должен ВЭБ, говорится на сайте судоверфи.

— Подвижки в проекте есть, сейчас мы ждем прохождения кредитно-инвестиционного комитета (КРИО) ВЭБа, который должен состояться в конце мая — начале июня, — сообщил N Александр Олейников. — Проект уже достаточно хорошо упакован, мы включены в федеральную программу.

— Проектом Азовской судоверфи наше представительство занимается с лета 2011 года, мы оказывали консультации руководству компании по структурированию проекта, его оптимизации и подготовке пакета документов по требованиям Внешэкономбанка, — рассказал N замдиректора представительства ВЭБа в ЮФО Герман Крашенинников. — В настоящее время проект действительно проходит предварительную экспертизу на соответствие требованиям ВЭБа в головном офисе и в ближайшее время должен быть вынесен на рассмотрение КРИО, который должен принять решение о целесообразности проведения комплексной экспертизы по проекту. Обычно комплексная экспертиза в банке проходит за 4–6 месяцев, но ее срок зависит от самого проекта и представленных инициатором документов. Общий объем запрашиваемых у банка средств для реализации этого проекта — почти 5 млрд руб.

К ВЭБу компания обратилась потому, что для проекта требуется большая сумма и предполагаются длительные сроки окупаемости — 7–8 лет, указывается на сайте верфи.

Строительство нового комплекса обусловлено тем, что «средний возраст судов речного флота составляет более 28 лет, в ближайшие 5–10 лет около 90% этих судов будет списано по техническому состоянию, средний возраст рыбопромыслового флота превышает 20 лет, а около 60% судов эксплуатируется сверх нормативного срока службы», говорится в описании инвестпроекта Азовской судоверфи.

— Потребность в новых теплоходах у российских судовладельцев существует, в основном флот изношенный и ветхий, а возраст судов превышает 20 лет, — соглашается Дмит­рий Бауков, представитель UCL Holding (транспортная группа миллиардера Владимира Лисина). — Судовладельцы лишь последние несколько лет занимаются реновацией флота, но в основном это делают только крупные игроки, в числе которых наш холдинг.

На юге России клиентом Азовской судоверфи может стать прежде всего группа компаний «Азово-Донское пароходство» (АДП), под управлением которой работают 73 судна класса «река — море» и 100 речных судов. В АДП на вопросы N к моменту верстки номера ответить не смогли — не было руководства.

По наблюдениям Азовской судоверфи, ежегодно российские судовладельцы строят суда за рубежом на $ 1 млрд, в России — всего на $ 60 млн. UCL Holding сейчас строит суда для себя на 4 российских верфях: собственной Окской, Невском судостроительно-судоре­монтном заводе, на заводах «Красное Сормово» и «Лотос», входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Стоимость серии из 10 сухогрузов класса «река — море» на Невском заводе — 4,9 млрд руб., серия из 8 танкеров «река — море» на заводе «Красное Сормово» обошлась в 4,7 млрд руб., приводит данные г-н Бауков. Таким образом, одно судно класса «река — море», построенное на российской верфи, стоит около 500 млн руб., а новый комплекс Азовской судоверфи при полной загрузке производства сможет генерировать выручку до 5 млрд руб. в действующих ценах.

В Ростовской области работают судостроительные заводы «Моряк» (входит в холдинг «Астон»), «Мидель» и другие. В описании проекта Азовской судоверфи говорится о риске высокой конкуренции, но речь идет прежде всего о зарубежных заводах, т. к. «отмечается технологическая отсталость отечественного судостроения: трудоемкость в 3–5 раз выше, чем за рубежом, сроки строительства — в 2–2,5 раза больше».

— В СССР была мощная сеть судострои­тельно-судоремонтных заводов, сейчас на плаву остались единицы, состояние отрасли плачевное: до 90% заводов обанкротилось, остальные влачат жалкое существование, — констатирует г-н Бауков. — Из эффективно работающих заводов можно выделить уже названные, на которых мы строим суда, некоторые заводы в Санкт-Петербурге и ряд входящих в ОСК. Можно проводить модернизацию старых заводов, которая обойдется чуть дешевле, чем строительство с нуля, но, с другой стороны, есть логика в том, чтобы создавать новые предприятия: сейчас мы достигли дна и, может быть, даже оттолкнулись от него. Возникший спрос начинает подтягивать предложение.

Дмитрий Бауков напоминает, что в начале 2012 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», где «достаточно широко и корректно отражена оптимальная, на наш взгляд, политика государства по развитию отечественной отрасли». Документ разрабатывался при активном участии бизнеса, в частности UCL Holding. По мнению собеседника N, теперь у российских судоходных компаний появилась «реальная заинтересованность обновлять речной флот на российских верфях, а судостроители, в свою очередь, получили определенные преференции, в том числе налоговые, что позволяет им инвестировать в модернизацию верфей, снижать себестоимость и увеличивать производительность — другими словами, отрасль будет развиваться, а на ее продукцию будет рыночный спрос».

Просмотров: 3356

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
image
«ВКБ-Новостройки» к концу года планирует построить в Суворовском районе второй заметный торговый центр. Он расположится через дорогу от действующего ТЦ «Суворовский», занятого преимущественно продовольственными товарами. Новый объект рассчитан на арендаторов развлекательной направленности.
Инвестпроекты
image
Столичная ГК «Химпэк» планирует увеличить мощности своего шахтинского завода «Донской текстиль» по производству мягких контейнеров типа big bag, вложив за два года в установку новых линий 300 млн рублей.
Инвестпроекты
image
Крупный отечественный производитель влажных салфеток ООО «Авангард» из Ленинградской области в марте приступил к строительству завода по производству полиэфирного волокна в Шахтах стоимостью 3 млрд рублей. Предприятие будет выпускать сырье, которое ранее импортировалось из ближнего и дальнего зарубежья.

Инвестпроекты
image
Один из крупнейших на Дону производителей полимерной пленки — ГК «ЕВРОПОЛИМЕР» приобрела новое оборудование, инвестировав в проект 200 млн руб. Компания планирует нарастить объемы выпуска стретч-худ-пленки, используемой для упаковки продукции на европоддонах. Конкурент отмечает, что рынок стретч-худ-пленок растет, цены на них поднимаются.