100 млн банок «здоровых» консервов
Кипрская компания «Церати», купившая в 2010-м Багаевский консервный завод, в течение 2 лет планирует увеличить объемы производства с 2 до 4 млн условных банок (МУБ) в месяц, а в 2014-м — до 8 млн банок. Завод намеревается конкурировать прежде всего с производителями дешевой продукции из Китая, Вьетнама и Индии и делать ставку на натуральный продукт и продвижение здорового питания
Сумма инвестиций «Церати» в развитие Багаевского консервного завода — около 1 млрд руб. Эксперты рынка в целом положительно оценивают перспективы завода. По их мнению, следует говорить не о прямой конкуренции предприятия с азиатскими производителями, которые могут предложить более низкие цены за счет недорогих сырья и рабочей силы, а о продвижении культуры здорового питания.
В течение 2 лет Багаевский консервный завод планирует увеличить ежегодный объем производства до 50 млн условных банок (4,2 МУБ в месяц), сообщил N акционер предприятия Вячеслав Зыков.
— В декабре завод вышел на уровень выпуска 2 МУБ в месяц, но уже в январе и феврале мы ожидаем роста до 3 МУБ (36 МУБ в год), — рассказывает собеседник N. — В 2013-м должны выйти на 50 МУБ. План 2014 года — 100 МУБ (8,3 МУБ в месяц). За последний год мы запустили три новые линии. В ближайшей перспективе планируем строительство склада, запуск соковой линии. Мы наращиваем объемы производства, так как это важно для эффективности работы.
По словам Вячеслава Зыкова, завод нацелен на выпуск традиционных продуктов, произведенных по ГОСТу, без добавления консервантов и вкусовых добавок, — это закуски, икра кабачковая и баклажанная, огурцы, томаты. Он сообщил, что в развитие Багаевского консервного завода акционерами уже вложено 500 млн руб., примерно столько же планируется инвестировать в дальнейшем.
Завод уже стал крупнейшим донским производителем плодово-овощных консервов в Ростовской области. По данным областного Минсельхоза, за 11 месяцев 2011 года он выпустил 28 МУБ. Ранее крупнейшим консервщиком являлся «Хозяинъ», который в минувшем году произвел 12 млн условных банок, около 50% из них было выпущено в Ростовской области, остальное — в Краснодарском крае. Правда, он не является прямым конкурентом багаевского завода, поскольку производит продукцию в ценовых сегментах среднем и выше среднего.
— При согласовании запуска завода со всеми службами поддержку оказала администрация Ростовской области, — говорит Вячеслав Зыков. — Практически вся модернизация прошла на деньги акционеров. Банкиры только обещают. Это проблема не только нашего завода, приходится с этим мириться.
По словам Вячеслава Зыкова, продукция Багаевского консервного завода сегодня представлена по всей России. Он отметил, что компания пытается выстроить долгосрочные отношения с поставщиками. Основными конкурентами завода г-н Зыков считает импортных производителей продуктов низкого ценового сегмента из Китая, Вьетнама и Индии. — Дешевая продукция китайских, вьетнамских, индийских производителей, качество которой не соответствует нормам, оказывает огромное давление на все отечественные предприятия консервной промышленности, — комментирует Вячеслав Зыков. —
Мы будем конкурировать, производя вкусные и недорогие консервы из натуральных продуктов. К сожалению, сетям, которые контролируют розничный рынок, импорт дает возможность быстро заработать, поэтому сейчас 75% товаров на полках — зарубежные.
По мнению собеседника N, овощеводство в Ростовской области имеет хороший потенциал, поскольку климатические условия региона позволяют выращивать многие культуры, здесь удобная транспортно-логистическая развязка. Однако г-н Зыков признал, что на Дону есть большие проблемы с сырьем:
— Поливные земли используются для выращивания подсолнечника, пшеницы и других технических культур, очень много земель не обрабатывается. Консервная промышленность не только в Ростовской области, но и по всей стране находится в плачевном состоянии: инфраструктура старая, связь с фермерами не налажена, а многие земли обрабатываются неэффективно. У нас есть собственное хозяйство в Ростовской области, в селе Привольном (2,4 тыс. га), и мы планируем его развивать.
Собственное хозяйство практически полностью обеспечивает завод сырьем, у местных фермеров закупаются лишь небольшие партии.
Компания «Хозяинъ» тоже пошла по пути самостоятельного производства овощей, сегодня она обеспечивает себя сырьем на 50%. — В Ростовской области большая проблема с рабочей силой, — сетует гендиректор АПО «Хозяинъ» Андрей Волков. — Думаю, компании удастся найти сотрудников для выращивания овощей максимум на 300–400 га. Огурцы, помидоры приходится собирать вручную, другой вариант — применение современных механизированных способов уборки. Но они дорогостоящие.
Собеседник N усомнился в том, что Багаевскому консервному заводу удастся конкурировать с дешевой продукцией из Китая, Вьетнама и Индии.
— Скорее всего, завод будет конкурировать с российскими производителями недорогой продукции, которая стоит несколько дороже импортной, — считает эксперт.
По оценке Андрея Волкова, импорт занимает примерно 30–35% рынка плодово-овощных консервов, однако в некоторых сегментах, в частности в нише консервированных огурцов, его доля значительна:
— В России не хватает огурцов нужного калибра. А во Вьетнаме и Индии овощеводство более развито, что помогает производить консервы стабильного качества, при этом они дешевле российских. Поэтому торговые сети в низком ценовом сегменте предпочитают работать с зарубежными марками. Что касается томатов, в этом сегменте в основном представлена продукция из России и стран ближнего зарубежья, в небольших объемах она привозится из Китая. В нише кабачковой икры вообще практически нет импорта.
По словам Андрея Волкова, если Багаевский консервный завод достигнет показателя 50 млн банок в год, его доля на российском рынке составит примерно 0,5%.
По данным компании inFOLIO Research Group, в 2010 году в России было произведено 12,5 млрд условных банок. Общий же объем рынка составил 49 млрд условных банок.
— В 2011 г. объемы отечественного производства, скорее всего, превысят 13,1 млрд условных банок, а общий объем продаж — 51,3 млрд условных банок, — комментирует PR-менеджер inFOLIO Research Group Борис Хорев. — Что касается импорта, то данные, приведенные заводом, лишь немногим расходятся с нашими. В 2010 г. доля импорта составляла почти 72%, в 2011-м — 73,4%. Однако дешевые плодово-овощные консервы и натуральные консервы — это в строгом маркетинговом смысле две разные ниши, напрямую не конкурирующие. Поэтому пока в данном случае мы можем говорить не о конкуренции, а о продвижении культуры здорового питания.