В Волгодонске приступили к сборке «мощнейшего в мире научного реактора»
Волгодонский филиал АО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион «Росатома» — «Атомэнергомаш») провел первый этап контрольной сборки мощнейшего в мире научно-исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР, строящегося в Димитровграде (Россия) на площадке АО «ГНЦ НИИАР», сообщает пресс-служба атомщиков.
Контрольная сборка прошла в кессоне глубиной 20 метров. В ходе процедуры корпус реактора с помощью крана установили на специальную опору, после чего высота сборочной единицы превысила 10 метров, диаметр — 4 метра при массе корпуса реактора в 60 тонн. Внутрь корпуса установили корзину. Она предназначена для разделения входящего и выходящего из МБИР потоков теплоносителя, организации охлаждения корпуса реактора и внутрикорпусных устройств, а также размещения дополнительных деталей. Вес корзины — 25 тонн, длина превышает 5 метров, диаметр — 3 метра. На некоторых участках специалистам необходимо было обеспечить равномерный зазор между корпусом и корзиной реактора в 70 мм.
На контрольной сборке присутствовал специальный представитель ГК «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков.
— Уникальное оборудование — уникальное предприятие. И компетенций «Атоммашу», несомненно, хватает, — сказал он. — Задача достаточно сложная для всего «Росатома», в том числе в связи с большим объемом международных заказов. В силу своей уникальности МБИР не является для нас приоритетным с точки зрения коммерции, но является таковым с точки зрения репутации.
— МБИР — уникальный комплексный проект, в реализации которого принимают участие сразу несколько предприятий дивизиона: «Атоммаш», «Петрозаводскмаш», а также литейный завод «Петрозаводскмаш», участвовавший в изготовлении крупногабаритных отливок. Нестандартное оборудование всегда требует новых инструментов и технических решений, которые были разработаны и применяются нашими специалистами, — отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.
В частности, в связи с небольшой толщиной металла корпуса МБИР (от 25 до 50 мм при диаметре 4 метра, для сравнения: толщина корпуса реактора ВВЭР-1200 — 300 мм) существуют риски изменения геометрии оборудования во время обработки. Для точного соблюдения параметров на протяжении всего производства реактора использовалась специализированная оснастка собственной разработки.
Следующими шагами в производстве научно-исследовательского реактора станут гидроиспытания, сборка защитного кожуха, после чего будет выполнен второй этап контрольной сборки со всеми внутрикорпусными элементами.
— Для нас это интересный проект, возможность найти новые эффективные решения, — отметил генеральный директор АО «АЭМ-технологии» Игорь Котов. — Можно сказать, сегодня на нашей площадке пишется страница истории атомной энергетики. МБИР принципиально новое изделие, и все операции, которые проводит команда «АЭМ-технологии», осуществляются впервые.
«Атомэнергомаш» является поставщиком основного оборудования реакторной установки МБИР. На базе Волгодонского филиала «АЭМ-технологии» будет изготовлено 14 изделий для многоцелевого исследовательского реактора общим весом свыше 360 тонн. В том числе корпусные элементы и опорные конструкции.
Создаваемый реактор, по данным «Росатома», станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире. Его тепловая мощность составит 150 МВт. Уникальные технические характеристики МБИР позволят решать широкий спектр исследовательских задач в обоснование создания новых конкурентоспособных и безопасных ядерных энергетических установок, в том числе реакторов на быстрых нейтронах для замыкания ядерного топливного цикла. При этом время исследований на МБИР по сравнению с ныне действующими реакторами сократится в несколько раз, сообщают атомщики.
Компания «АЭМ-технологии» базируется в Санкт-Петербурге. Ее выручка в 2017 году, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», составила 9,28 млрд руб. — по сравнению с 2013 годом выросла на 62%. При этом последние пять лет компания показывает крупные убытки. В 2017 году чистый убыток составил 1,6 млрд рублей.