«В сфере ЕГЭ важно уметь грамотно переработать новую информацию»
Мобильное приложение по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «новые литературные аргументы», разработанное ростовчанкой Евгенией Заярной, попало в российский топ-3 крупнейшего магазина приложений Google Play в разделе «образование».
Автор проекта связывает успех с качеством учебного контента и уникальным форматом продукта, объединившего приложение и бумажный учебник.
N: — Перед запуском своего образовательного стартапа вы успели поработать в сфере PR и маркетинга. Что подтолкнуло вас к радикальной смене карьеры?
Е.З.: — Да, я работала директором отдела маркетинга в компании «Нейс-Юг» — это крупный поставщик, официальный дилер спецтехники MAN, Neoplan, Wielton в Ростове и Ростовской области. Но специфика этой профессии такова, что верхняя планка задана изначально: внутри компании вырасти выше директора по маркетингу невозможно. Дальнейший карьерный рост подразумевает переход в более крупную компанию. В какой-то момент я поняла, что меня такая перспектива не привлекает. Захотелось попробовать себя в чем-то новом, реализоваться в совершенно новой для себя сфере.
N: — И тогда появились «Новые литературные аргументы»?
Е.З.: — Не сразу. В 2016 году я пришла в Южный IT-парк с идеей разработки сервиса мотивации персонала. Прошла отбор — из 160 заявок было отобрано 38 — и начала заниматься по акселерационной программе. Она рассчитана на 4 месяца. Через 2 месяца происходит отсев участников, проекты которых оказываются недостаточно сильными. Работа ведется по технологиям ФРИИ — Фонда развития интернет-инициатив. Суть их сводится к тому, что стартаперу предлагается алгоритм «выращивания» проекта от замысла до готового рыночного продукта. Cтартап получает контрольные точки, в которых можно уточнить, развивается ли он в правильном направлении или нужно произвести коррекцию. Делается это посредством проблемных интервью с представителями целевой аудитории. Я была уверена, что задуманный мной мотивационный сервис будет востребован на рынке. Но проб¬лемные интервью этого не подтвердили.
N: — И этот проект был закрыт?
Е.З.: — Да. Но акселерационная программа помогла увидеть и правильно оценить другой перспективный ресурс, который все это время был под боком. Моя мама, Ирина Юрьевна, педагог, автор 15 пособий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Если рассматривать как единый рынок все, что предлагается в помощь школьнику и абитуриенту для подготовки к сдаче экзамена — учебники, программы для мобильных устройств и компьютеров, онлайн-сервисы, — то пустующим этот рынок не назовешь. И программ, и учебников, и сервисов предостаточно. Но симбиозный продукт, который объединил бы классическое бумажное пособие с мобильным приложением, никто не делал. Я поняла, что это может стать хитом. Такой продукт объединит плюсы двух компонентов — книги и мобильного приложения: читать текст удобнее на бумаге, а выполнять тестовые задания — на экране гаджета. Проблемные интервью на этот раз подтвердили мою гипотезу. Оставалось пройти путь, который был мне уже знаком, хотя и не пройден до конца, — превращение замысла в продукт. Когда мобильное приложение было написано, я отправила его на тестирование. Тестовая группа состояла из 25 человек.
N: — Для написания приложения вы привлекали стороннего специалиста?
Е.З.: — Нет, я сама научилась писать мобильные приложения. Это заняло примерно 2 месяца и стало очень интересным, а главное — полезным опытом. Сейчас я уже отдала эту работу на аутсорсинг профессиональному программисту, но всегда могу оценивать качество ее исполнения.
N: — Как вы продвигали приложение?
Е.З.: — Никакой специальной программы по продвижению не было. Подписали контракт с издательством «Феникс», в котором издавалось учебное пособие «Новые литературные аргументы», и оно начало продаваться в комплекте с мобильным приложением. В книге есть QR-код, который дает доступ на нашу страничку в Google Play. В среднем стоимость комплекта — 150 рублей. Бумажное пособие посвящено подготовке к сочинению, приложение готовит к выполнению тестовых заданий госэкзамена. Первые же результаты использования нашего обучающего продукта подтвердили и жизнеспособность проекта, и качество его реализации. В числе абитуриентов, которые готовились по «Новым литературным аргументам», были те, кто набрал 92 и 98 балов.
N: — Как строятся отношения автора мобильного приложения с магазином Google?
Е.З.: — Сначала нужно приобрети лицензию разработчика за $ 25, она пожизненная. Затем, если приложение платное, Google Play берет комиссию — 30% от его цены.
N: — На какие объемы скачиваний необходимо выйти, чтобы можно было рассматривать мобильное приложение как отдельный бизнес?
Е.З.: — Сложно ответить на этот вопрос. На это влияют цена мобильного приложения и амбиции разработчика — какая сумма будет для него комфортной, т. е. после какой суммы он будет считать, что это доходный бизнес.
N: — Вы удовлетворены коммерческим результатом реализации проекта?
Е.З.: — Да, именно благодаря мобильному приложению за 8 месяцев удалось продать 5 тиражей книги, это 65 000 экземпляров.
N: — Можно не покупать книгу, а просто скачать приложение и пользоваться им?
Е.З.: — Можно, но, поскольку у нас симбиозный продукт, максимальный результат потребитель может получить, только если использует комплект. И большинство скачавших приложение покупают книгу.
N: — Какие еще особенности вашего продукта помимо уникальности формата «книга плюс мобильное приложение» вы хотели бы отметить?
Е.З.: — В нашем проекте весь контент, в том числе ключевой —обучающие тексты, — авторский. Думаю, пользователи оценили качество этих текстов — и тех, которые расположены в книге, и тех, что представлены в тестовой части приложения. Мама, во-первых, знает досконально все нюансы экзамена, во-вторых, пишет доходчиво, на современном, понятном молодежи языке. Наши конкуренты — точнее, косвенные конкуренты, мы сейчас говорим исключительно о мобильных приложениях — довольствуются текстами, которые кочуют из одного проекта в другой и не отличаются ни оригинальностью, ни доходчивостью, ни актуальностью. А в сфере ЕГЭ каждый год что-то меняется — тут важно не только держать руку на пульсе, но и уметь грамотно переработать новую информацию. Уверена, что пользователи оценили и саму стратегию подготовки к экзамену. Она нацелена на максимальную результативность. Иными словами, мы сфокусировались на наиболее сложных тестовых заданиях, которые обычно вызывают наибольшие затруднения у школьников и за выполнение которых начисляется больше баллов. Помимо прочего, такие задания помогают лучше подготовиться к написанию сочинения. А оно может принести в копилку итоговой оценки до 42% от общего балла. Курс «Новые литературные аргументы» позволяет подготовиться сразу к трем экзаменам: к написанию итогового сочинения в выпускном 11-м классе, сочинения по литературе в рамках ЕГЭ и сдаче собственно ЕГЭ по русскому.
N: — Каковы ваши ближайшие планы?
Е.З.: — До конца года появится симбиозный продукт — книга плюс мобильное приложение для подготовки к ОГЭ девятиклассников. Я сама стала наставником в рамках акселератора SBS ЮФУ. Главное, что я поняла, — успех любого стартапа опирается на подтвержденный потребительский спрос. Если спрос не подтверждается, нужно вовремя развернуться, искать другую идею для реализации.