В Новочеркасске завершились испытания инновационного электровоза с отечественными комплектующими ЭМКА2
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) успешно завершил этап контрольно-наладочных испытаний контактно-аккумуляторного маневрового электровоза постоянного тока ЭМКА2. Он уникален тем, что полностью собран из отечественных узлов и агрегатов. По словам заместителя губернатора Ростовской области Игоря Сорокина, это событие можно назвать серьезным шагом в развитии российского транспортного машиностроения.

Испытания, проведенные Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ), входящим в состав «Трансмашхолдинга», включали в себя всестороннюю проверку работоспособности всех систем электровоза. Три аккредитованных испытательных центра — ВНИИЖТ Роспотребнадзора, ВЭлНИИ и НПО «Привод-Н» — провели стационарные испытания, в ходе которых оценивалась электрическая прочность изоляции, соответствие габаритов требованиям безопасности, а также работоспособность программного обеспечения систем управления и безопасности. Дополнительно были проведены санитарно-гигиенические испытания, которые подтвердили соответствие электровоза современным стандартам.
Производство нового электровоза было запущено на заводе в 2023 году. Он предназначен для работы на территориях, где особое значение имеет экологичность. Речь идет о железнодорожных депо, пассажирских вокзалах и промышленных предприятиях. ЭМКА2 способен функционировать как от контактной сети, так и от бортового накопителя энергии, что делает его универсальным и не привязанным к инфраструктуре зарядных станций.
Накопитель и тяговая система электровоза позволяют перемещать составы весом до 2 тыс. тонн на дистанцию до 14 км без подключения к контактной сети. При движении без состава запас автономного хода достигает 100 км на одной зарядке. Таким образом, локомотив способен выполнять широкий спектр маневровых операцией даже в условиях отсутствия контактной линии.
В данный момент на заводе начался второй этап проверок. Он включает сертифицированные и типовые испытания, которые будут продолжены на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке.
— Предстоит провести ходовые испытания, оценить электромагнитную совместимость, уровень вибрации в кабине машиниста и параметры работы тягового и вспомогательного оборудования, — объяснил генеральный директор Новочеркасского электровозостроительного завода Евгений Гридасов.
После завершения всех необходимых процедур Регистрационная служба федерального железнодорожного транспорта примет решение о соответствии ЭМКА2 требованиям безопасности. Если заключение будет положительным, откроется путь к серийному производству и подставкам электровоза российским железнодорожным компаниям. В региональном правительстве подчеркивают, что выпуск локомотива имеет огромное значение для всей страны.
— Запуск производства электровоза с полностью отечественными комплектующими — знаковое событие для нашей области и всей страны. Это пример того, как российские предприятия могут создавать передовую технику, обеспечивая технологическую независимость и развитие экономики. Уверен, что новый локомотив внесет весомый вклад в повышение эффективности и экологичности железнодорожных перевозок, — подчеркнул Игорь Сорокин.
Новочеркасский электровозостроительный завод уже более двадцати лет входит в состав «Трансмашхолдинга» и считается крупнейшим в Европе производственным комплексом железнодорожного подвижного состава. В последние годы предприятие сосредоточено на программе импортозамещения и развитии собственных технологий. За десятилетие объем инвестиций в модернизацию превысил 15 млрд рублей. Благодаря этому завод ежегодно обновляет производственные мощности, улучшает условия труда и повышает качество выпускаемой продукции.
Сегодня на НЭВЗе создаются магистральные грузовые и пассажирские электровозы, промышленные локомотивы постоянного и переменного тока. Всего за время работы предприятия с его конвейера сошло более 17 тыс. электровозов семидесяти типов. По программе импортозамещения работающее на площадке НЭВЗа предприятие «ТМХ-Электротех» локализовало у себя производство генераторов и тяговых электродвигателей для тепловозов, электропоездов и поездов метро.