Полям пишут историю
В нынешнем году агрохолдинг «СТЕПЬ» автоматизировал все основные этапы выращивания зерновых. Для этого использовались разнообразные IT-решения и технологии: от автопилотов для управления техникой и дронов до платформ комплексного контроля и мониторинга посевных площадей. Их применение позволяет ускорить бизнес-процессы и освободить время сотрудников для управления сложными операциями.
По словам директора департамента R&D и IT агрохолдинга «СТЕПЬ» Сергея Ткаченко, в нынешнем году предприятие использовало системы автопилотирования сельскохозяйственной техники от четырех разных производителей. В их числе было отечественное решение — система Cognitive Pilot, входящая в сервисную экосистему «Сбера».
— В автопилоты Cognitive Pilot не нужно загружать цифровую карту поля, — объясняет г-н Ткаченко. — С помощью обработки изображения, поступающего с видеокамеры, они самостоятельно держат направление, рассчитывают маршрут движения точно по кромке культуры, как бы она ни изгибалась, тем самым полностью загружая жатку, и останавливаются перед препятствиями с учетом ширины навесного оборудования. Механизатор может не браться за руль вообще и сосредоточиться, например, на настройках комбайна, осуществлять выгрузку продукции на ходу и в целом работать продуктивнее за счет снижения усталости.
Актуальность применения автопилотов подтверждается данными сервиса «История поля». Его разработчик — компания «Геомир» — также входит в экосистему «Сбера». Это облачная платформа, которая позволяет аграриям автоматически собирать, обрабатывать и анализировать состояние посевных площадей, работу техники и т. д.
— Мы изучили в «Истории поля» данные двухлетней давности о посевах на участке, который засеивался техникой под управлением механизатора, — рассказывает Сергей Ткаченко. — На нем обнаружилось множество пропусков и недосевов. Чтобы не возникало таких проблем, и нужны автопилоты. Оценить их эффективность можно только в сравнении с тем, какие ошибки может допустить человек.
Эксперт подчеркивает, что «Геомир» достаточно активно дорабатывает свою систему цифровизации сельского хозяйства по запросам пользователей. Благодаря этому она становится более востребованной не только теми хозяйствами, которые обратились к разработчику с пожеланиями, но и другими аграриями.
— Я сформировал список задач для разработчиков «Истории поля» на 3-4 месяца вперед, — говорит Сергей Ткаченко. — Среди наших техзаданий, которые они уже реализовали, в частности, интеграция системы с кадастровой картой Росреестра. Это пожелание высказали юристы. Благодаря этой функции мы можем вовремя увидеть, что техника вышла за пределы наших полей или, наоборот, какая-то часть угодий не обработана. Если границы в кадастровой карте изменились и какая-то часть полей оказалась на чужих участках, нужно вовремя заключить договор, чтобы успеть убрать урожай. И так далее: когда посевных площадей много, управление земельным банком становится сложной задачей.