«Начинали с катализатора в миллиграммах. Недавно выполнили заказ на килограмм»
Соучредитель компании «Прометей РД», руководитель по научным исследованиям и разработкам Анастасия Алексеенко производит катализатор для водородного топлива. Продаж этого футуристического материала вместе с консультированием других производителей хватает на годовую выручку в десятки миллионов рублей. За два года оборот вырос в десять раз — до 38 млн руб. в 2023 году. Конкурирует компания в условиях санкций с китайскими фирмами, делая ставку на качество продукции.
N: — Зачем вы, ученые ЮФУ, зарегистрировали компанию?
А.А.: — До этого мы около 15 лет разрабатывали материалы для водородной энергетики на базе лаборатории «Наноструктурные материалы для электрохимической энергетики» в Южном федеральном университете. Мы разрабатывали катализаторы для топливных элементов. Это устройства, которые преобразуют водород напрямую в электричество и могут быть использованы в качестве силовых установок в автомобилях, автобусах, беспилотных летательных аппаратах и автономных зарядных станциях. Мы длительное время проводим фундаментальные исследования каталитических материалов, позволяющих преобразовывать водород в электричество. В определенный момент пришла мысль, что такие материалы можно производить. В 2017 году рынок устройств на основе топливных элементов в нашей стране практически отсутствовал, но мы надеялись, что в условиях развивающейся водородной энергетики на наши материалы появится спрос. Мы начинали с получения катализатора в миллиграммовом количестве. Этого хватало только на исследование полученного образца. Для увеличения количества катализатора хотя бы до граммов требовались инвестиции. Основной компонент такого катализатора — это дорогостоящая платина. Мы подали заявку в Фонд содействия инновациям на программу «Старт» и организовали малое инновационное предприятие. В 2018 году получили поддержку, которая дала возможность покупать дорогостоящие реактивы, оборудование, платить зарплаты. Нам пришлось существенно переработать методику получения продукта в процессе его масштабирования, наладить производственные процессы очистки и сушки катализатора. Мы нарастили выпуск до 20 граммов продукта за один производственный цикл. Для одного грузовика, работающего на водородном топливе, нужно около 15-30 граммов катализатора. Мировые топ-компании производят этот материал в тоннах.
N: — Кто были ваши первые покупатели?
А.А.: — Это были российские инновационные компании, которые на заре водородной энергетики пытались развивать эту тематику в России. Фирма «БМБКС» работала над созданием топливных элементов для беспилотников. В отличие от бензиновых двигателей установки на топливных элементах бесшумные, не определяются тепловизором и имеют более высокий КПД. По сравнению с литийионным аккумулятором такое устройство легче, значит, может переносить дополнительный груз. Вот эта компания была нашим первым заказчиком на катализатор для преобразования водорода в электричество. С 2018 года мы наблюдаем активное развитие этой области. Различными компаниями и производителями в нашей стране создаются пилотные образцы автомобилей, автобусов и даже локомотивов с водородо-воздушными топливными элементами. С другой стороны, также необходимо создание и развитие инфраструктуры — заправки водородом на основе электролизеров, которые позволяют получать чистый водород из воды. В таких устройствах также используются наши материалы. Такие заправки в нашей стране разрабатывают компании «Поликом», «СКТБЭ» и другие. В 2022 году сначала Великобритания, самый крупный поставщик катализаторов, объявила эту продукцию имеющей критическое значение и запретила ее экспорт. Топ-компании продавали эти материалы крупными партиями, приобрести которые не могли себе позволить наши предприятия. Мы поняли, что мы как раз можем продавать небольшие партии продукта, обеспечивая новых производителей топливных элементов. Также научно-исследовательские институты заказывают небольшие партии для своих исследований.
N: — То есть ваши покупатели — это другие ученые?
А.А.: — Малых партий продукта — да. Большие партии у нас покупают производители устройств. Недавно был заказ на килограмм. Для нашего рынка это большой объем. Материалы используются для создания беспилотников, портативных зарядных станций, подводных лодок, автомобилей.
N: — Ваш кратный рост выручки за последние пару лет — это следствие таких продаж?
А.А.: — С одной стороны, да. С другой — с 2022 года у нашей компании множество НИОКРов с промышленными партнерами. То есть компании по ряду причин хотят делать сами свои катализаторы. Мы разрабатываем под заданные ими характеристики новые решения. Мы также готовы продавать лицензию на производство наших катализаторов. У нас есть пять патентов, более пяти ноу-хау, готовая документация на всю продукцию. Налаживаем такое производство на площадке заказчика, обучаем персонал. Также мы можем проводить испытания чужих катализаторов на нашем оборудовании, делать экспертную оценку характеристик материалов для водородной энергетики. Почти весь доход компании мы вкладываем в расширение парка оборудования, закупку реактивов для создания новой продукции. Это позволяет нам расширять виды производимой продукции, повышать наши компетенции и реализовывать различные НИОКР-проекты. В штате нашей компании работают 17 сотрудников, из которых 1 доктор химических наук и 6 кандидатов наук. Сейчас мы реализуем запрос на создание катализаторов с пониженным содержанием платины, с частичной заменой дорогостоящего металла на менее дорогие компоненты.
N: — Как западные санкции сказались на этом рынке?
А.А.: — Основные производители катализаторов — это компании из Америки, Великобритании и Японии. Все они остановили продажи в Россию. В Японии отслеживают даже вторичные продажи, чтобы катализаторы не попали к нам. Есть китайские производители, но мы часто слышим, что материалы у них не всегда соответствуют заявленным свойствам.
N: — Есть у вас в России конкуренты?
А.А.: — Насколько я знаю, сейчас в открытом пространстве мы единственная компания, продающая катализаторы собственного производства в России. Есть коллеги из институтов, которые делают что-то для себя. Мы с ними обмениваемся катализаторами в рамках совместных фундаментальных исследований на базе лаборатории в Южном федеральном университете. Но это скорее про науку, а не про бизнес.
N: — Как и зачем вы стали резидентом «Сколково»?
А.А.: — Это произошло в 2020 году. «Сколково» дает мощную поддержку в части налогообложения. Нет налога на прибыль, плюс некоторые налоги частично возвращаются. Мы писали довольно объемную заявку на вступление с указанием плана работ по созданию новой продукции, расширения линейки катализаторов. У «Сколково» есть свои грантовые программы, которые позволяют исследовать материалы на базе уникального оборудования других резидентов «Сколково».
N: — Что вы прогнозируете на вашем рынке в ближайшие 3-4 года?
А.А.: — Мне кажется, в ближайшие годы число компаний в нашей отрасли будет расти. Этому способствует система научно-прикладных грантов. Но главное — в обновленной версии указа президента России от 18 июня ресурсосберегающая энергетика обозначена одним из государственных приоритетов. Передовиками здесь будут гиганты: АФК «Система», КамАЗ, «Газпром» и «Росатом». Если говорить об устройствах, то в первую очередь это будут беспилотники. Далее — дальнемагистральные грузовые автомобили. Недавно КамАЗ и ГАЗ представили первые произведенные водоробусы. Считаю, что одно из наиболее перспективных направлений в этой области — это вилочные погрузчики для логистических терминалов. На зарядку литийионных аккумуляторов таких устройств требуется много времени, а заправка водородом для работы топливных элементов позволит решить эту проблему. Переход на водородное топливо решит эту проблему. И последнее: чтобы водород использовать как топливо, нужны будут заправки. Я надеюсь, что компании-гиганты в сотрудничестве с государством будут развивать эту инфраструктуру. И если им понадобятся катализаторы, которые будут преобразовывать воду в водород для заправки автомобилей, мы сможем реализовать такие заказы.