Маркетспейс финансовых продуктов разработали в Ростове
Ростовская IT-компания RNDSOFT совместно с банком «Центр-инвест» разрабатывает первый в России маркетспейс финансовых продуктов. «Винвестор» включает в себя интеграционную платформу, витрину инвестиционных продуктов, электронный журнал и социальную сеть для финансовых советников. Как уверяют авторы проекта, им удалось найти новую модель дистрибьюции финансовых продуктов.
Три года назад IT-специалисты компании RNDSOFT создали цифровую облачную платформу «ЕСИА Финанс», которая дает возможность открывать брокерские счета онлайн, заключать договоры доверительного управления и работать с паевыми инвестиционными фондами, сидя за компьютером.
— Раньше людям, чтобы купить акции, облигации и ПИФы, приходилось идти в офис, ждать несколько недель, пока проверят подлинность документов. Весь этот процесс мы перевели в онлайн. Продукт рассчитывался в первую очередь на брокеров и финансовых управляющих. Это облачный личный кабинет. Продавцы финансовых продуктов арендуют у нас такой кабинет, мы перекрашиваем его в цвета компании и подключаем его к сайту продавца. Клиент не знает, что этот кабинет сделали мы, он думает, что находится на собственном сервисе компании. Это называется White label, — рассказывает CEO RNDSOFT Роман Забродин.
Платформа оказалась довольно востребованной, к ней подключились более 25 компаний, такие как «Газпромбанк Управление активами», «Россельхозбанк Управление активами» и т. д.
На создании «ЕСИА Финанс» программисты не остановились. Как выяснилось, привлечь одного клиента в личный кабинет стоит около 15 тысяч рублей. Бизнес освоил интернет-технологии, но не научился грамотно управлять маркетингом, отмечают в RNDSOFT. В компании стали думать, как IT-технологии могут помочь с привлечением клиентов, и разработали новую модель дистрибьюции финансовых продуктов.
IT-специалисты уверяют, что создали одновременно b2b- и b2c-платформу. Она играет роль коммутатора между поставщиками финансовых продуктов и услуг, теми, кто хочет начать их продавать, и покупателями. Поставщиками финансовых продуктов выступают брокеры и управляющие компании в области инвестиций. С другой стороны к платформе подключаются банки или сервисы — владельцы клиентских баз и трафика, не имеющие собственного инвестиционного направления. «Винвестор» становится интеграционной платформой, которая соединяет их. Результат — создание витрины в цветах компании, которая начинает продавать инвестиционные продукты.
— У крупных федеральных банков в мобильном приложении есть раздел «Инвестиции», где вы можете купить акции и облигации. Эту кнопку может позволить себе не каждый банк. Только тот, у кого есть мощное IT-подразделение и брокер. У нескольких сотен банков и различных финансовых сервисов вроде «Сравни.ру» раздела инвестиций нет. Это дорого, и это не их работа. Мы даем готовую витрину, перекрашиваем под банк или финансовый сервис и соединяем с нашими поставщиками. Благодаря этому в экосистеме нашего партнера появляются инвестиционные продукты.
Витрина может быть встроена в мобильное приложение банка, а может существовать как отдельная площадка, на которую клиент переходит по ссылке с сайта банка. Ценность платформы заключается в том, что для рядового потребителя она незаметна, потому что перекрашена в цвета продающей компании. Клиент не замечает, что перешел на «Винвестор».
— Сейчас IT-технологии настолько гибкие, что мы уходим от простого понятия сайт. Традиционный маркетплейс — это один сайт и куча поставщиков. Мы развиваем эту схему, — подчеркивает директор по развитию АО «Винвестор» Виталий Муттер. — У нас множество компаний и поставщиков подсоединены к одной точке, к нашей платформе, причем у каждой компании она отображается в своем дизайне.
Поставщикам платформа дает возможность найти новый канал продаж, банкам — получить полный набор финансовых продуктов.
Как отмечает Роман Забродин, для банков сейчас актуально появление инвестиционного направления и продажи инвестиционных продуктов. Из-за высокой инфляции и низких депозитных ставок вклады стали способом сбережения денег, а не приумножения, поэтому люди все больше предпочитают ценные бумаги банковскому депозиту, отмечает он:
— Клиенты сейчас бегут из вкладов в инвестиции, региональные банки теряют клиентскую базу. Средняя ставка по вкладам для населения сейчас 4-5%. Инфляция, по данным Минфина РФ, в декабре 2019 года — 3,5%, реальная, как мы понимаем, еще выше. На инвестиционном рынке есть разные продукты. Акции более рискованные, но они могут давать 30-50% доходности. Облигации менее рискованные и дают доходность 10-15%. Есть ПИФы. Это сложно структурированный финансовый продукт, который упакован для простых людей и дает доходность от 15% до 50%. За вас им управляют профессионалы, в отличие от самостоятельных рискованных покупок акций. Те, кого 5% не устраивают и кто кладет больше 1,4 млн рублей, занимается инвестированием. В случае отзыва лицензии у банка или банкротства государство возвращает только эту сумму. В случае банкротства брокера или управляющей компании все купленные ценные бумаги хранятся в специализированной независимой организации — депозитарии. Если хранится больше 1,4 млн рублей, то одинаково рискуешь, вкладывая в инвестиционные продукты и открывая вклад. Банковский вклад — это способ сохранить, а инвестиции — приумножить.
Уходя в инвестиции, клиент меняет платформу. Создание витрины позволяет банку или сервису сохранить покупателя на своей интернет-площадке.
Платформа интегрирована с онлайн-магазином «Винвестор», в котором управляющие компании и брокеры размещают свои товары. Сейчас там можно купить только ПИФы. В дальнейшем там будут продавать брокерские услуги, акции, облигации, структурные и страховые продукты. Платформа работает только с компаниями, лицензированными Банком России, подчеркивают разработчики.
Основными своими конкурентами авторы проекта считают Московскую биржу (вклады, ОФЗн), «Инфинитум» (ПИФы) и «ВТБ Регистратор» (региональные облигации), «Тинькофф Инвестиции», при этом отмечают, что все они или монобрендовые, или монопродуктовые. Предлагают или ограниченный выбор инвестиционных продуктов, или собственные продукты. «Винвестор» станет первой платформой, которая будет продавать все финансовые продукты, отмечает Виталий Муттер. Конкурентным преимуществом проекта является и редкая модель, которая соединяет поставщиков с множеством витрин.
Помимо магазина и интеграционной платформы, авторы запустили онлайн-журнал «Винвестора» о финансах, целью которого является повышение финансовой грамотности населения и информационная поддержка начинающих инвесторов.
— У нас в стране 3 млн брокерских счетов. Это лишь 5% населения. В Америке у 80% граждан деньги в инвестициях и у 20% — во вкладах. Инвестиционный рынок в России небольшой, но быстрорастущий. Людям не хватает финансовой грамотности. Правильный подход к инвестициям — и мы учим этому в нашем журнале, — иметь сбалансированный портфель, который делится на кусочки, как пирог. Нельзя вкладывать все деньги во что-то одно. Какой-то процент средств лучше вкладывать в акции, облигации, какой-то — в золото и валюту. Если один актив потеряет в цене, другой сможет компенсировать общую стоимость инвестиционного портфеля, — говорит Роман Забродин.
Платформа «Винвестор» начала работать месяц назад. Первым поставщиком стала управляющая компания «Арсагера», чьи фонды доступны для инвестирования в магазине «Винвестора». С момента запуска платформы команде проекта также удалось достичь договоренностей на подключение трех внешних витрин. Для того чтобы проект заработал на полную мощность, необходимо принятие закона об электронных платформах, который даст «Винвестору» статус профучастника рынка ценных бумаг. Госдума приняла его в первом чтении.
В течение ближайшего года команда «Винвестора» планирует запустить онлайн-сервис для инвестиционных и финансовых советников. Он позволит инвестору из любого города и поселка получить онлайн-консультации у топового специалиста по фондовому рынку, говорят создатели проекта.
«Винвестор» будет забирать определенный процент прибыли от сделок, совершенных через платформу, и таким образом зарабатывать. Проект поддержал банк «Центр-инвест», став его инвестором и соучредителем. Объем инвестиций не раскрывается. Срок окупаемости «Винвестора» рассчитан на 5 лет.
Директор по инновациям банка «Центр-инвест» Юрий Богданов отмечает, что платформа раскрывает риски инвестирования и ставит своими приоритетами честный и открытый диалог с клиентом:
— С телеэкранов в прайм-тайм герои рекламы сравнивают инвестиции с едой, обещая разве что не новые сапоги для супруги новоиспеченных инвесторов. Такая реклама быстро закончится во время очередного обвала на рынке, а неосведомленные в полном мере о рисках клиенты останутся, мягко говоря, крайне разочарованы. Поддержка «Винвестора» — платформы, которая раскрывает риски инвестирования и ставит своими приоритетами честный и открытый диалог с клиентом, поэтапное и плавное обучение населения теме грамотных финансов — часть стратегии банка «Центр-инвест». Наши клиенты заслуживают того, чтобы к цифровой революции на финансовом рынке, грядущей с новыми правилами и технологиями (биометрия, маркетплейсы, быстрые платежи, финансовый профиль и т. п. проекты), внедряемыми мегарегулятором, были готовы технологические платформы и методическая основа.