IT в моде
В группе компаний одного из крупнейших российских производителей одежды, АО «Элис Фэшн Рус» (бренды ELIS, LALIS, 20LINE), образована IT-компания — ООО «Тахион». Новое юрлицо получило государственную аккредитацию в сфере информационных технологий.
Директор по информационным технологиям ООО «Тахион» Андрей Абрамов и его заместитель Александр Бобрышов связывают это решение с ростом вложений в информационные технологии компании, стартом нескольких крупных проектов. В АО «Элис Фэшн Рус» запущены проекты внедрения ERP 1С, WMS (системы управления складом), проекты, связанные с увеличением доли продаж, и другие, а также проекты, связанные с увеличением доли онлайн-продаж. Инвестиции в эти проекты составят более 120 млн руб. в 2022-2023 гг.
— Какую роль играют IT в бизнесе АО «Элис Фэшн Рус» в настоящее время?
А.А.: — В компании есть понимание того, что функционирование компании без дальнейшего развития IT невозможно. На каждом этапе производственного и коммерческого цикла используются различные программные продукты — начиная с создания моделей в дизайн-центре и заканчивая продажами готовых изделий.
А.Б.: — Парк сопровождаемых систем, количество пользователей (больше 700), компьютеров и объем информации, который проходит через компанию, а также изменения в типах задач и их объемах потребовали значительного увеличения количества сотрудников. И в 2022 году было принято решение о создании отдельного юрлица, ООО «Тахион».
А.А.: — ООО «Тахион» было создано на базе IT-отдела. В настоящий момент структура включает аналитический отдел, отдел проектных программистов, крупный отдел системных администраторов и отдел поддержки и сопровождения продуктов.
Компания занимается разработкой различных программных продуктов, развитием электронной коммерции, поддержкой инфраструктуры практически в любых масштабах.
— Что сейчас представляет собой IT-инфраструктура в группе компаний АО «Элис Фэшн Рус»?
А.А.: — У нас более 700 компьютеров в распределенных сетях на пяти фабриках и в офисах продаж и в 148 магазинах в Казахстане, Сибири, Москве и на юге России. Все рабочие станции объединены в единую сеть на базе центра обработки данных (ЦОД) в центральном офисе в г. Ростове-на-Дону. В нашем ЦОДе установлены несколько серверов с большим объемом оперативной памяти и системами хранения данных, объединенными в единые виртуальные хранилища. На этой инфраструктуре «крутится» большинство наших сервисов. Есть также инфраструктура обеспечения информационной безопасности: системы мониторинга и предотвращения атак, файрволы и т. п. Недавно мы приобрели для этих целей интернет-шлюз UserGate.
— Работу каких сервисов обеспечивает эта инфраструктура?
А.А.: — Во-первых, мы активно используем различные решения 1С: для управления производственным предприятием, бухгалтерского учета, расчета зарплаты, документооборота, финансового анализа, бизнес-аналитики и др.
Бизнесом используется множество программ: GERBER, FastReact, RetailCRM, 1C, Qlik Sense, CoreIDAW, СКУД, «Битрикс», интеграции с различными сторонними системами (MindBox, маркетплейсы).
Также компания использует полностью самописное специализированное ПО, которое работает в том числе и в режиме мобильного приложения, для автоматизации производства. Работники фабрики в Ростове получают задания и отчитываются об их выполнении с помощью планшетов. Также эта система используется для начисления заработной платы и управления загрузкой работников.
Во-вторых, у нас есть ряд сервисов, предназначенных для клиентов. Например, мобильное приложение для оптовых покупателей, позволяющее им формировать заказы. В этом году выложили приложение в Google Play и App Store.
Кроме того, четыре месяца назад мы запустили мобильное приложение для розничных покупателей бренда ELIS. Вскоре появится мобильное приложение и для мужского бренда 20LINE.
Что касается собственного интернет-магазина, он действует давно. В этом году он перезапущен на новой платформе, произошло разделение на женский, elis.ru, и мужской, 20line.ru.
— Как сейчас распределены продажи компании между онлайн- и офлайн-каналами?
А.А.: — Задача развития онлайн-продаж поставлена недавно. До пандемии мы не делали упор на интернет-магазин, его продажи составляли 2-3% оборота компании. В пандемию все пошли в онлайн, в том числе на маркетплейсы. На текущий момент на продажи через собственный интернет-магазин и маркетплейсы приходится около 9% выручки компании. В следующем году, как ожидается, продажи через e-com (сокр. от англ. e-commerce — электронная коммерция. — Прим. ред.) составят более 1 млрд рублей.
— Какие проекты в сфере развития IT потребуется реализовать компании в ближайшее время?
А.А.: — Сейчас мы реализуем проекты автоматизации складского хозяйства путем перехода на ERP 1С и внедрения WMS (Warehouse Management System). Мы уже заключили контракт с интегратором «Кодерлайн» на внедрение новой ERP и теперь будем поэтапно реализовывать этот проект.
Что касается WMS, то у нас было организовано адресное хранение на основе «1С:УПП» с использованием терминалов сбора данных. Это решение охватывало только склад тканей, а не готовой продукции. Масштабы бизнеса значительно выросли, и складские операции требуют максимальной автоматизации. Планируется разработка b2b-порталов. Объем необходимых для развития этих проектов инвестиций составляет более 120 млн руб.
А.Б.: — В связи с пандемией, курсовыми колебаниями, уходом с рынка ряда брендов бизнес компании за последние несколько лет увеличился. Широкое распространение получила онлайн-торговля, количество операций увеличилось в 3 раза, поэтому нам необходимо усовершенствование работы складов.
— Если вы привлекаете интеграторов, то в чем роль собственной IT-компании в этих проектах?
А.А.: — Проекты такого уровня очень сложны, поэтому нам необходимы компетенции привлекаемых интеграторов. Но наши специалисты намного глубже знают процессы компании, где и как можно получить максимальный эффект от внедрения продукта и как правильно интегрировать новый продукт в сложную IT-архитектуру компании. При этом интеграция новых продуктов происходит с нашим ПО собственной разработки или ПО, находящимся на поддержке у нашей команды разработчиков. Реализация проекта предполагает тесное взаимодействие между специалистами компании-интегратора и нашими специалистами: впоследствии им перейдет сопровождение программного продукта и его постоянная модернизация.
— Вы ориентируетесь только на заказы «Элис Фэшн Рус»?
А.Б.: — На данный момент да. Далее компания планирует выйти и на работу с внешними заказами.
Швейных производств на территории СНГ много, и те решения, которые мы разрабатываем, также подходят для использования у них. У нас уже был опыт работы с программным обеспечением по разделению труда и начислению зарплаты сдельщиков. Несколько лет назад такое ПО было бесплатно передано швейной фабрике текстильного комбината «Чайковский текстиль». Также есть заявки на приобретение нашей разработки по управлению швейным потоком ShopFloor.
— Это потребует расширения штата, притом что на рынке труда дефицит IT-специалистов. Как вы планируете за них конкурировать?
А.Б.: — По нашему опыту работы с интеграторами, можно с уверенностью сказать, что с точки зрения объема проектов автоматизации и цифровизации компания «Элис Фэшн Рус» находится на очень высоком уровне. И это наше конкурентное преимущество. Работы много, и она интересная, разноплановая, требует высокой квалификации специалистов.
Мы предлагаем достойную рыночную зарплату, возможность работать по удобному графику. Важную роль играет и нематериальная мотивация: дружелюбная атмосфера в коллективе, проводится много разнообразных мероприятий, в том числе обучающих.
Кроме того, как IT-компания мы получили ряд льгот для сотрудников, таких как льготная ипотека. Интереса к работе в нашей компании добавляет также собственная разработка адаптивной производственной системы для решения задач оперативного планирования и управления производством швейного и трикотажного производства: на рынке подобных систем единицы, и, как правило, это зарубежные компании, которые ушли с российского рынка.
А.А.: — Хотя IT-специалисты сейчас в дефиците, но и ситуацию в экономике нельзя назвать стабильной. Компания «Элис Фэшн Рус» в 2020 году отметила свое 100-летие. Если же отсчитывать ее историю с 1990-х годов, момента акционирования, то она работает уже больше 30 лет и за это время выросла с 300 до 2,5 тыс. сотрудников. Мы наращиваем производственные мощности, увеличиваем количество магазинов, как собственных, так и франчайзинговых. Сейчас продолжаем расширяться, занимая места ушедших из России западных брендов. Устойчивое положение компании — еще один фактор нашей привлекательности как работодателя.