Донской предприниматель создал систему метеомониторинга сельхозугодий
Таганрогский предприниматель запустил сервис, который поможет аграриям сократить время работы на пашнях. Разработка ГК «Агат» представляет собой комплекс программного обеспечения и автономных метеостанций с удаленным доступом, которые компания производит самостоятельно. Система «погодавполе.рф» позволяет ежедневно без выезда в поле собирать погодные данные для конкретных хозяйств с минимальными затратами ресурсов и времени.
ГК «Агат» решила помочь сократить время аграриев в поле и повысить урожайность хозяйств. Компания предлагает сельхозпроизводителям создать собственную сеть автономных метеостанций с удаленным доступом. Система устанавливается в поле, собирает актуальные погодные данные конкретной территории и через мобильное приложение передает их человеку.
— Наша компания уже работала с аграриями, но по другим направлениям. Два года назад мы стали искать, куда можно расти, какие потребности клиентов еще не закрыты. Проводили проблемные интервью, проверяли гипотезы и выявили, что сельхозпроизводителю было бы интересно получать локальные уникальные данные о погоде на конкретном поле без выезда, — рассказывает владелец ООО «ГК “Агат”» Алексей Осипов.
За количеством выпавших осадков, температурой воздуха и влажностью почвы на разной глубине, скоростью, направлением и порывами ветра в идеале нужно следить каждый день, говорит Алексей. Чтобы собрать данные, необходимо регулярно выезжать в поле и тратить от 40 минут до 1,5 часа. Если площади большие — одни участки находятся севернее, другие южнее, — то показания значительно отличаются. Время работы удваивается:
— Агроном, как правило, занятой человек, ему некогда этим заниматься. В наших российских реалиях это поручают рядовому рабочему, и он с некой периодичностью ездит и фиксирует показатели. Замер осадков и влажности почвы часто производится на глаз и, как правило, оказывается ошибочным.
Разработка «погодавполе.рф» представляет собой комплекс программного обеспечения и автономных метеостанций с удаленным доступом. Станции устанавливаются в поле, практически круглосуточно собирают погодные данные и передают их на электронную платформу. Увидеть показатели аграрий может в любой момент, зайдя на электронный сервис в свой личный кабинет через сайт или мобильное приложение. Данные демонстрируются в сервисе в виде таблиц и графиков. Информация не удаляется, а накапливается и анализируется, что позволит сервису спустя некоторое время дать каждому конкретному пользователю рекомендации и прогнозы по болезням растений и вредителям.
— Часто сталкиваемся с тем, что история ведется в журналах на бумажных носителях, с ними потом тяжело работать, строить графики, отслеживать динамику и принимать решения. Наш сервис позволяет решить эти проблемы. Все хранится в цифровом виде, при необходимости информацию можно перебросить в свои внутренние системы учета типа «1С» или ERP и т. д. Несложно видеть взаимосвязи и на основании этого принимать какие-то решения, — говорит предприниматель.
Стоимость одной станции составляет 19 тысяч рублей. После покупки она переходит в собственность сельхозпроизводителя. 7 тысяч рублей в год стоит подписка на цифровую платформу. Она предусматривает техподдержку и ежедневный мониторинг работоспособности станции. Если что-то идет не так, платформа уведомляет клиента о возникновении проблем.
В марте этого года компания наладила мелкосерийный выпуск метеостанций собственной разработки. Производство находится в Таганроге. Часть комплектующих компания делает самостоятельно, часть покупает за рубежом. 48 сельхозпроизводителей приобрели и установили на своих полях 75 метеостанций производства ГК «Агат». Алексей Осипов отмечает, что основной упор в развитии делается на южные регионы. Большинство клиентов находится в Ростовской области. Несколько станций удалось продать в Краснодарский край, Волгоградскую, Московскую, Омскую, Кемеровскую и даже Амурскую область. Финансовые показатели и сроки окупаемости проекта не раскрываются.
Основатель проекта отмечает, что метеостанции используют в основном средние и крупные сельхозпроизводители, площадь хозяйств которых начинается от тысячи гектаров.
В России есть три компании, которые работают по аналогичной ГК «Агат» схеме. Выигрывать конкуренцию компания планирует за счет цены. Она, по словам г-на Осипова, в 5 раз ниже, чем у ближайших конкурентов. В Ростовской области подобных проектов нет. Непрямыми конкурентами выступают метеостанции с AliExpress и обычный пеший метод сбора данных. Метеостанции из Китая «Агат» обгоняет по техническим характеристикам.
— Подобные технологии применяют сегодня не более 10–15% хозяйств, — говорит Алексей Осипов. — Тем не менее это направление развивается. Мы идем раньше времени, рынок еще не насыщен устройствами, подобными нашим, а большинство сельхозпроизводителей работают по старым технологиям. Среди аграриев много людей старой закалки, которые не всегда готовы к инновациям. Мы даем демонстративный доступ. Участвуем в выставках. Показываем, что у соседей работает.
Есть и другой путь монетизации проекта, когда сельхозпроизводитель не должен будет покупать станцию. Основатели хотят создать сеть автономных метеостанций с удаленным доступом, самостоятельно обслуживать их и подключать аграриев к платформе. Для успешного внедрения системы в Ростовской области нужно установить около 600 метеостанций.
Сейчас ГК «Агат» ищет инвестора, готового вложиться в проект. Фирм, которые имели бы собственные сети метеостанций и подключали к ним аграриев, в Ростовской области нет. Алексей Осипов считает, что если удастся создать такую систему, это будет уникальный проект.