Новое в ОСАГО
С 1 сентября вступила в силу основная часть поправок в закон об ОСАГО. Большинство их касается тех автовладельцев, которые заключают договор «автогражданки» после 1 сентября.
За страховым возмещением теперь нужно обращаться только в свою страховую компанию (до сих пор пострадавший в ДТП мог выбирать, обращаться ли к своему страховщику или к страховщику виновника). С 25 до 50 тыс. рублей повышен лимит выплат по так называемому европротоколу — когда участники ДТП самостоятельно, без вызова ГИБДД на место происшествия, оформляют документы, необходимые для урегулирования убытков.
С 30 до 20 дней снижен срок, за который страховая компания должна или исполнить свои обязанности, или предоставить мотивированный отказ. Выход за рамки этих сроков наказывается ощутимой неустойкой в пользу клиента и штрафом в пользу государства.
Учитываемый максимальный износ деталей сокращен с 80% до 50%. Таким образом, если раньше почтенный возраст автомобиля мог удешевить смету на запчасти в пять раз, то с 1 сентября — не более чем в два раза.
Автовладельцу теперь предоставлен выбор: компенсационная выплата с дальнейшим самостоятельным ремонтом или ремонт, оплаченный и проконтролированный самим страховщиком в аккредитованном (уполномоченном) сервисе. Впрочем, до сих пор этот же выбор — выплата или ремонт — могли предлагать потерпевшим сами страховщики. Закон лишь закрепил это право за автовладельцем. Однако теперь ответственность за качество ремонта и сроки выполнения работ автосервисом возложена непосредственно на страховщика (до сих пор это оставалось сферой ответственности автосервиса).
Страховщик по-прежнему рассчитывает стоимость ремонта (размер выплаты) с учетом износа. За замену деталей, пострадавших в ДТП, придется доплачивать. Износ не рассчитывается для некоторых запчастей, обеспечивающих безопасность движения. То есть если повреждена какая-то ключевая деталь, которая отвечает за работу тормозов, при расчете выплаты посчитают ее стоимость без учета возраста и пробега машины, как за новую. Перечень этих запчастей размещен в приложении к правилам о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении.
Поправки в закон предусматривают защиту автомобилистов от недобросовестных страховых посредников — тех, которые продавали клиенту полис, но не вносили его в базу, в результате чего попавший в аварию автомобилист оказывался без страховки. Теперь страховщик несет полную ответственность по договорам, заключенным агентом или брокером от его имени, даже если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия.
Вступивший в силу обязательный досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО касается всех автовладельцев, не только тех, которые заключают договоры после 1 сентября. Суть этого положения в том, что если потерпевший недоволен работой страховщика, то он должен направить в страховую компанию жалобу с приложением соответствующих документов. В свою очередь страховщик в 5-дневный срок обязан рассмотреть обращение и на него ответить. Автовладелец не сможет обратиться в суд, пока не предпринята попытка урегулировать проблему в досудебном порядке (суд оставит такое дело без рассмотрения). Досудебный порядок будет действовать до 1 июля 2015 года.
С подробным перечнем изменений в правилах действия ОСАГО, вступивших или вступающих в силу, можно ознакомиться на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).