«Автогражданка» недоплачивает
Продолжает расти недовольство автолюбителей размерами выплат по полисам ОСАГО.
Автолюбители жалуются на занижение размера выплат по страховым случаям в рамках ОСАГО и добиваются компенсаций в судах, страховщики оправдываются отсутствием единой методики расчета оценки повреждений. С конца прошлого года автор этих строк дважды попадал в ДТП в качестве потерпевшего. И оба раза выплаты страховщика по ОСАГО оказывались существенно занижены: в первый раз — примерно на 45–50% от стоимости де-факто проведенного ремонта, во второй — на 30%. Во втором случае, чтобы добиться от страховщика выплаты недополученной суммы, пришлось обратиться в специализированную компанию, предоставляющую адвокатскую поддержку в судебных тяжбах со страховщиками. Дата судебного рассмотрения пока не назначена. По словам юриста этой компании, конкуренция на рынке за последние два — три года серьезно обострилась, количество судебных исков к страховщикам по ОСАГО выросло в несколько раз. По оценкам корреспондента N, его личный опыт соответствует опыту большинства автолюбителей: интернет-форумы пестрят жалобами на страховщиков, занижающих выплаты по «автогражданке».
В ответ на претензии граждан страховщики традиционно ссылаются на убыточность ОСАГО, в который раз упирая на недостаточность роста тарифов по этому виду страхования.
С 28 июля 2011 года вступило в силу постановление правительства № 574 «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности…», которое повысило среднюю стоимость полиса.
— Последняя корректировка тарифов в зависимости от территории, с учетом инфляции за прошедшие годы, накопленного опыта по убыточности в различных регионах, возраста водителя и стажа вождения, мощности авто и т. п. значительно увеличила объемы сборов, — рассказала директор ростовского филиала «АльфаСтрахования» Виктория Казьменкова. — Недостаточные с точки зрения автовладельцев выплаты следуют не от высокой убыточности, а, скорее, от отсутствия единых правил игры. К сожалению, пока не существует единой установленной законодательством методики расчета оценки повреждений. И два разных эксперта, проведя экспертизы, нередко дают цифры ущерба, различающиеся в несколько раз. Кроме того, по закону в выплате учитывается износ автомобиля, а в действительности владелец приобретает новые детали. Из-за этого и возникает нестыковка между ожиданиями автовладельцев и фактически получаемыми выплатами. Пока не будет принята единая система оценки ущерба транспортных средств при ДТП, ситуация с недовольством граждан выплатами по ОСАГО будет сохраняться.
Остается лишь сожалеть, что спустя почти 10 лет после введения «автогражданки» отсутствуют эффективные механизмы и методики рыночно обоснованной корректировки стоимости этой услуги, а также адекватной рынку и справедливой методики оценки ущерба.