«У нас бутиковый формат работы»
Гендиректор ростовской компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев отмечает рост интереса небольших компаний к развитию собственной логистики. «МСБ-Лизинг» не конкурирует с федеральными игроками за массовые продукты, а специализируется на узких, наиболее маржинальных сегментах за счет своих компетенций и умения реализовывать нестандартные сделки со сложной структурой.
Сейчас «МСБ-Лизинг» готовится к своему V облигационному выпуску на сумму 250 млн руб. Такой способ фондирования дает возможность компании не зависеть только от банковского финансирования. Планируемый рост лизингового портфеля «МСБ-Лизинг» в 2021 году может составить 20-30%.
N: — Ваша компания готовится к пятому облигационному выпуску на сумму 250 млн руб. Какова доля облигацией в вашем портфеле?
Р.Т.: — Сегодня доля облигаций в кредитном портфеле около 45%. Для нас это комфортный уровень. Мы допускаем плавный рост в ближайший период до 50-60%.
К сожалению, доля банковского финансирования в последнее время естественным образом стагнирует. Мы не планируем сокращать работу с банками, а, наоборот, заинтересованы в поиске новых банков-партнеров, но пока их кредитная политика направлена, скорее, на ограничение финансирования лизинговых компаний.
N: — В чем для вас заключаются преимущества облигаций по сравнению с банковским финансированием с учетом того, что стоимость привлеченных средств выше?
Р.Т.: — Отсутствие избыточных требований к лизингополучателям и неудобного банковского процессинга позволяют нам создавать новые лизинговые продукты для наших клиентов. Кроме того, диверсификация пассивов — наиглавнейшая задача любого финансового бизнеса и основа для стабильного долгосрочного развития. Говоря о стоимости денег: если учитывать стоимость трудозатрат на сопровождение и обслуживание банковского финансирования (РКО, комиссии, сотрудники, налоги с ФОТ, организация рабочего процесса и т. п.), то 2-3% годовых к банковской ставке можно смело добавлять. Поэтому разница становится уже не столь существенной.
Отсутствие ковенантов и залогового обеспечения существенно отличает облигационное финансирование в сравнении с банковским. Но и не забываем, что наличие публичного долга благоприятно сказывается на лояльности банковских институтов.
N: — Какова доходность по облигациям «МСБ-Лизинга»?
Р.Т.: — Сегодня наши облигации торгуются с эффективной доходностью к погашению в диапазоне 11,5-12,2% годовых. Котировки наших бумаг стабильны и практически не реагируют на внешние факторы — это очень важно для наших инвесторов.
N: — Есть ли планы увеличивать капитал — за счет каких источников?
Р.Т.: — Мы ежегодно увеличиваем капитал за счет прибыли. В этом году капитал вырастет на 8-10%. Потребности в дополнительном капитале нет — у нас высокая обеспеченность собственными средствами: коэффициент финансовой автономии на высоком для отрасли уровне (18-20%). Нам есть еще куда наращивать финансовый леверидж.
N: — Какова динамика вашего бизнеса?
Р.Т.: — Плановым ориентиром по росту лизингового портфеля в 2021 году мы видим диапазон +20-30%. Мы достаточно консервативно подходим к процессу увеличения темпов роста бизнеса, так как в нашем деле надо тщательно калибровать риск-модель по мере роста объемов и числа продуктов. Это позволяет нашим инвесторам быть уверенными в сохранности их капитала и объясняет, почему наш бизнес живет уже более 17 лет, несмотря на все кризисы и финансовые бури.
У нас второй год идет существенная цифровая трансформация, благодаря которой мы расширяем географию клиентов и продуктов. Отказ от развития традиционных каналов продаж и переход в сторону цифровых сервисов для клиентов/партнеров принципиально изменит структуру бизнеса и процессов в 2021-2022 году.
К примеру, мы делаем ставку на недавнее появление цифрового агентского кабинета «МСБ-Лизинг». Сервис позволяет нашей агентской сети по всей России отправлять нам заявки 24/7, делать самостоятельно предложения для клиентов, рассчитывать условия по всем сегментам лизинга для юридических лиц. Агентский кабинет уже увеличил лидопоток многократно. Появление сервиса сопоставимо с открытием филиала. Поэтому мы, конечно, ожидаем прибыль от нашей цифровой новации.
N: — Какие виды оборудования и техники сейчас занимают наибольшую долю в вашем портфеле? Кто ваши основные клиенты? Они в основном из Ростовской области или из других регионов тоже?
Р.Т.: — Структура портфеля: пассажирский и грузовой транспорт — 29%, спецтехника — 28%, ж.-д. техника — 23%, оборудование — 15%, легковой транспорт — 5%. Головной офис компании находится в Ростове-на-Дону, но мы давно вышли за пределы области и ЮФО. Уже сегодня доля прочих регионов составляет 25-30%, а к концу года может превысить и половину портфеля. Это происходит благодаря созданию онлайн-сервисов, внедрению электронного документооборота, привлечению сюрвейерских служб в других регионах.
N: — Как себя чувствует рынок автомобилей в этом году?
Р.Т.: — Рынок грузовых и среднетоннажных автомобилей является пока одним из значимых, но снижение маржинальности на нем приводит к падению интереса с нашей стороны. Сегодня огромный дефицит на рынке новых грузовых машин. Их уже нельзя купить в 2021 году, а только ожидать весны или лета 2022 года. Это отразилось и на рынке машин с пробегом. Подержанные машины в хорошем состоянии продаются за 3 дня и быстрее.
В этой ситуации мы становимся партнером для покупателя не только в финансировании, но и в поиске и оперативном проведении сделки. Рынок легковых авто мы для себя не рассматриваем как целевой. Это рынок федеральных лизинговых компаний, со спецусловиями от банков и производителей. Те сделки, которые сейчас происходят, как правило, идут в довесок к нашим целевым ключевым продуктам.
N: — С 2018 года «МСБ-Лизинг» занимается лизингом ж.-д. транспорта. Как развивается это направление?
Р.Т.: — Лизинг ж.-д. транспорта — это практически четверть нашего бизнеса сегодня (доля в портфеле достигла 23%). Мы предложили рынку совершенно новый продукт, когда компания может приобрести небольшое количество вагонов с такой же легкостью, как и автомобиль. Эта услуга востребована среди небольших частных компаний реального сектора экономики, желающих выстроить собственную логистическую компоненту. Карьеры, строители, элеваторы, трейдеры различных продуктов — это все наши клиенты.
Этот рынок растет, является наименее рисковым, достаточно маржинальным, поэтому доля ж.-д. транспорта уже в 2022 году может достигнуть половины портфеля.
N: — Недавно N писал материал о том, что многие донские предприятия переходят на собственную генерацию и устанавливают газопоршневые электростанции? Были ли у вашей компании сделки по лизингу такого оборудования?
Р.Т.: — Да, действительно, у нас есть единичные сделки по такому оборудованию. Возможно, это сегмент, к которому нам стоит присмотреться внимательнее.
N: — Расскажите про услугу лизинга китайского оборудования, которую запустили в этом году. Что это за оборудование и для какой компании? Какова сумма сделки?
Р.Т.: — У нас пока идет пилотное тестирование данного направления. В процессе реализации несколько сделок по прямой поставке оборудования из Китая. Мы стараемся предложить рынку высокоинтеллектуальный продукт, который позволит в одном месте под ключ подобрать оборудование, провести комплаенс контрагента из КНР, структурировать юридически безопасную международную сделку и поддержать ее лизинговым финансированием. Но это, скорее, точечный бутиковый продукт с чеками от $ 200 тыс. до $ 1 млн, нежели масс-маркет.
N: — В чем суть запущенного компанией нового продукта «Лизинг коммерческой недвижимости»?
Р.Т.: — Теперь наши клиенты могут приобрести на свои юридические лица офисную, торговую недвижимость и апартаменты. Мы не конкурируем с дешевой долгосрочной ипотекой, скорее, даем возможности налоговой оптимизации для наших клиентов.
Получая фактически 5-летнюю рассрочку при первоначальном взносе от 10%, клиент возмещает во времени НДС и принимает лизинговые платежи на расходы, тем самым оптимизируя налог на прибыль.
N: — Сколько на сегодняшний день составляет эффективная ставка по лизингу?
Р.Т.: — Ставка удорожания по лизингу составляет 5,5-11% от стоимости техники, что эквивалентно стоимости денег на уровне 12-16% годовых, с учетом налоговой оптимизации. Уровень удорожания зависит от степени ликвидности имущества.
N: — Есть ли законодательные новации, которые влияют на ставку и делают лизинг более выгодным по сравнению с кредитом?
Р.Т.: — Каких-то особых новаций нет. Есть различные формы субсидирования на федеральном уровне. Стоимость кредита — с учетом РКО, перевода оборотов, трудозатрат, комиссий, залогов и ковенант — получается не меньше лизинга. В целом лизинг гораздо более комфортный инструмент для обновления/расширения парка техники и оборудования.
N: — В основном крупнейшие лизингодатели связаны с банковскими группами. За счет чего вам удается конкурировать с ними?
Р.Т.: — У нас бутиковый формат работы. Мы не гоняемся за массовым рынком и не участвуем в ценовых гонках. Мы ищем новые ниши, где позиции федеральных компаний не так сильны, а маржинальность гораздо более существенная. Массовый рынок и бутиковая розница — это просто разные модели развития. Мы умеем реализовывать нестандартные сделки со сложной структурой. У нас есть компетенции в узких сегментах (вагоны, бурильные машины, импортные поставки, возвратный лизинг), которые вы никогда не найдете среди рядовых сотрудников федеральных лизинговых компаний. Именно это и определяет нашу жизнеспособность на высококонкурентном рынке.
N: — «МСБ-Лизинг» получил официальный рейтинг кредитоспособности от ведущего агентства «Эксперт РА». Зачем это потребовалось и что дает компании?
Р.Т.: — К получению рейтинга нас прежде всего подтолкнули новые условия Московской биржи, постоянным эмитентом которой мы являемся. Сейчас наличие рейтинга носит рекомендательный характер, но мы ожидаем, что в любой момент условие может стать обязательным. К тому же иметь рейтинг — хороший тон для публичной компании, коей мы являемся и планируем оставаться. Стоит добавить, что рейтинг присвоен на уровне ruBB с позитивным прогнозом. Это достойный показатель не только для небольшой развивающейся компании, которой является «МСБ-Лизинг» сегодня, но и для предприятия федерального уровня.
Справка
Компания «МСБ-Лизинг» основана в 2004 году. Это универсальная лизинговая компания для малого и среднего бизнеса. Головной офис располагается в Ростове-на-Дону. Основная география деятельности: ЮФО и европейская часть России. Клиентами компании стали более 2 тысяч организаций. «МСБ-лизинг» — постоянный эмитент на Московской бирже. Реализовано четыре облигационных выпуска на общую сумму 550 млн рублей. В октябре 2021 г. стартует очередной, V выпуск объемом 250 млн руб. Все привлеченные средства направляются на финансирование лизинговых сделок. По данным «СПАРК-Интерфакса», бенефициар — Тимур Викторович Ксенз. Объем лизингового портфеля — более 1,5 млрд руб. Выручка за 2020 г. составила 712 млн руб. (-1,1% к 2019 г.), чистая прибыль — 11,9 млн руб. (+5,3% к 2019 г.).
Роман Владимирович Трубачев родился в городе Таганроге Ростовской области. Образование: магистратура ЮФУ (юрист в финансовой сфере), РГЭУ (РИНХ) (математические методы в исследовании экономики), финансовый университет при Правительстве РФ (независимый директор), квалификационный аттестат ФСФР России 1.0. 17 лет работает на финансовом рынке в сегменте финансирования малого и среднего бизнеса. Квалифицированный участник рынка ценных бумаг. Член Ассоциации владельцев облигаций и независимых директоров. С 2011 является генеральным директором ООО «МСБ-Лизинг». С 2018-го — управляющий партнер инвестиционной (краудлендинговой) платформы Money Friends. Женат, двое детей. Хобби: путешествия и автомобили.