г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 05:05:58
100.68
106.08

«У нас бутиковый формат работы»

Гендиректор ростовской компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев отмечает рост интереса небольших компаний к развитию собственной логистики. «МСБ-Лизинг» не конкурирует с федеральными игроками за массовые продукты, а специализируется на узких, наиболее маржинальных сегментах за счет своих компетенций и умения реализовывать нестандартные сделки со сложной структурой.

Сейчас «МСБ-Лизинг» готовится к своему V облигационному выпуску на сумму 250 млн руб. Такой способ фондирования дает возможность компании не зависеть только от банковского финансирования. Планируемый рост лизингового портфеля «МСБ-Лизинг» в 2021 году может составить 20-30%.

N: — Ваша компания готовится к пятому облигационному выпуску на сумму 250 млн руб. Какова доля облигацией в вашем портфеле?

Р.Т.: — Сегодня доля облигаций в кредитном портфеле около 45%. Для нас это комфортный уровень. Мы допускаем плавный рост в ближайший период до 50-60%.

К сожалению, доля банковского финансирования в последнее время естественным образом стагнирует. Мы не планируем сокращать работу с банками, а, наоборот, заинтересованы в поиске новых банков-партнеров, но пока их кредитная политика направлена, скорее, на ограничение финансирования лизинговых компаний.

N: — В чем для вас заключаются преимущества облигаций по сравнению с банковским финансированием с учетом того, что стоимость привлеченных средств выше?

Р.Т.: — Отсутствие избыточных требований к лизингополучателям и неудобного банковского процессинга позволяют нам создавать новые лизинговые продукты для наших клиентов. Кроме того, диверсификация пассивов — наиглавнейшая задача любого финансового бизнеса и основа для стабильного долгосрочного развития. Говоря о стоимости денег: если учитывать стоимость трудозатрат на сопровождение и обслуживание банковского финансирования (РКО, комиссии, сотрудники, налоги с ФОТ, организация рабочего процесса и т. п.), то 2-3% годовых к банковской ставке можно смело добавлять. Поэтому разница становится уже не столь существенной.

Отсутствие ковенантов и залогового обеспечения существенно отличает облигационное финансирование в сравнении с банковским. Но и не забываем, что наличие публичного долга благоприятно сказывается на лояльности банковских институтов.

N: — Какова доходность по облигациям «МСБ-Лизинга»?

Р.Т.: — Сегодня наши облигации торгуются с эффективной доходностью к погашению в диапазоне 11,5-12,2% годовых. Котировки наших бумаг стабильны и практически не реагируют на внешние факторы — это очень важно для наших инвесторов.

N: — Есть ли планы увеличивать капитал — за счет каких источников?

Р.Т.: — Мы ежегодно увеличиваем капитал за счет прибыли. В этом году капитал вырастет на 8-10%. Потребности в дополнительном капитале нет — у нас высокая обеспеченность собственными средствами: коэффициент финансовой автономии на высоком для отрасли уровне (18-20%). Нам есть еще куда наращивать финансовый леверидж.

N: — Какова динамика вашего бизнеса?

Р.Т.: — Плановым ориентиром по росту лизингового портфеля в 2021 году мы видим диапазон +20-30%. Мы достаточно консервативно подходим к процессу увеличения темпов роста бизнеса, так как в нашем деле надо тщательно калибровать риск-модель по мере роста объемов и числа продуктов. Это позволяет нашим инвесторам быть уверенными в сохранности их капитала и объясняет, почему наш бизнес живет уже более 17 лет, несмотря на все кризисы и финансовые бури.

У нас второй год идет существенная цифровая трансформация, благодаря которой мы расширяем географию клиентов и продуктов. Отказ от развития традиционных каналов продаж и переход в сторону цифровых сервисов для клиентов/партнеров принципиально изменит структуру бизнеса и процессов в 2021-2022 году.

К примеру, мы делаем ставку на недавнее появление цифрового агентского кабинета «МСБ-Лизинг». Сервис позволяет нашей агентской сети по всей России отправлять нам заявки 24/7, делать самостоятельно предложения для клиентов, рассчитывать условия по всем сегментам лизинга для юридических лиц. Агентский кабинет уже увеличил лидопоток многократно. Появление сервиса сопоставимо с открытием филиала. Поэтому мы, конечно, ожидаем прибыль от нашей цифровой новации.

N: — Какие виды оборудования и техники сейчас занимают наибольшую долю в вашем портфеле? Кто ваши основные клиенты? Они в основном из Ростовской области или из других регионов тоже?

Р.Т.: — Структура портфеля: пассажирский и грузовой транспорт — 29%, спецтехника — 28%, ж.-д. техника — 23%, оборудование — 15%, легковой транспорт — 5%. Головной офис компании находится в Ростове-на-Дону, но мы давно вышли за пределы области и ЮФО. Уже сегодня доля прочих регионов составляет 25-30%, а к концу года может превысить и половину портфеля. Это происходит благодаря созданию онлайн-сервисов, внедрению электронного документооборота, привлечению сюрвейерских служб в других регионах.

N: — Как себя чувствует рынок автомобилей в этом году?

Р.Т.: — Рынок грузовых и среднетоннажных автомобилей является пока одним из значимых, но снижение маржинальности на нем приводит к падению интереса с нашей стороны. Сегодня огромный дефицит на рынке новых грузовых машин. Их уже нельзя купить в 2021 году, а только ожидать весны или лета 2022 года. Это отразилось и на рынке машин с пробегом. Подержанные машины в хорошем состоянии продаются за 3 дня и быстрее.

В этой ситуации мы становимся партнером для покупателя не только в финансировании, но и в поиске и оперативном проведении сделки. Рынок легковых авто мы для себя не рассматриваем как целевой. Это рынок федеральных лизинговых компаний, со спецусловиями от банков и производителей. Те сделки, которые сейчас происходят, как правило, идут в довесок к нашим целевым ключевым продуктам.

N: — С 2018 года «МСБ-Лизинг» занимается лизингом ж.-д. транспорта. Как развивается это направление?

Р.Т.: — Лизинг ж.-д. транспорта — это практически четверть нашего бизнеса сегодня (доля в портфеле достигла 23%). Мы предложили рынку совершенно новый продукт, когда компания может приобрести небольшое количество вагонов с такой же легкостью, как и автомобиль. Эта услуга востребована среди небольших частных компаний реального сектора экономики, желающих выстроить собственную логистическую компоненту. Карьеры, строители, элеваторы, трейдеры различных продуктов — это все наши клиенты.

Этот рынок растет, является наименее рисковым, достаточно маржинальным, поэтому доля ж.-д. транспорта уже в 2022 году может достигнуть половины портфеля.

N: — Недавно N писал материал о том, что многие донские предприятия переходят на собственную генерацию и устанавливают газопоршневые электростанции? Были ли у вашей компании сделки по лизингу такого оборудования?

Р.Т.: — Да, действительно, у нас есть единичные сделки по такому оборудованию. Возможно, это сегмент, к которому нам стоит присмотреться внимательнее.

N: — Расскажите про услугу лизинга китайского оборудования, которую запустили в этом году. Что это за оборудование и для какой компании? Какова сумма сделки?

Р.Т.: — У нас пока идет пилотное тестирование данного направления. В процессе реализации несколько сделок по прямой поставке оборудования из Китая. Мы стараемся предложить рынку высокоинтеллектуальный продукт, который позволит в одном месте под ключ подобрать оборудование, провести комплаенс контрагента из КНР, структурировать юридически безопасную международную сделку и поддержать ее лизинговым финансированием. Но это, скорее, точечный бутиковый продукт с чеками от $ 200 тыс. до $ 1 млн, нежели масс-маркет.

N: — В чем суть запущенного компанией нового продукта «Лизинг коммерческой недвижимости»?

Р.Т.: — Теперь наши клиенты могут приобрести на свои юридические лица офисную, торговую недвижимость и апартаменты. Мы не конкурируем с дешевой долгосрочной ипотекой, скорее, даем возможности налоговой оптимизации для наших клиентов.

Получая фактически 5-летнюю рассрочку при первоначальном взносе от 10%, клиент возмещает во времени НДС и принимает лизинговые платежи на расходы, тем самым оптимизируя налог на прибыль.

N: — Сколько на сегодняшний день составляет эффективная ставка по лизингу?

Р.Т.: — Ставка удорожания по лизингу составляет 5,5-11% от стоимости техники, что эквивалентно стоимости денег на уровне 12-16% годовых, с учетом налоговой оптимизации. Уровень удорожания зависит от степени ликвидности имущества.

N: — Есть ли законодательные новации, которые влияют на ставку и делают лизинг более выгодным по сравнению с кредитом?

Р.Т.: — Каких-то особых новаций нет. Есть различные формы субсидирования на федеральном уровне. Стоимость кредита — с учетом РКО, перевода оборотов, трудозатрат, комиссий, залогов и ковенант — получается не меньше лизинга. В целом лизинг гораздо более комфортный инструмент для обновления/расширения парка техники и оборудования.

N: — В основном крупнейшие лизингодатели связаны с банковскими группами. За счет чего вам удается конкурировать с ними?

Р.Т.: — У нас бутиковый формат работы. Мы не гоняемся за массовым рынком и не участвуем в ценовых гонках. Мы ищем новые ниши, где позиции федеральных компаний не так сильны, а маржинальность гораздо более существенная. Массовый рынок и бутиковая розница — это просто разные модели развития. Мы умеем реализовывать нестандартные сделки со сложной структурой. У нас есть компетенции в узких сегментах (вагоны, бурильные машины, импортные поставки, возвратный лизинг), которые вы никогда не найдете среди рядовых сотрудников федеральных лизинговых компаний. Именно это и определяет нашу жизнеспособность на высококонкурентном рынке.

N: — «МСБ-Лизинг» получил официальный рейтинг кредитоспособности от ведущего агентства «Эксперт РА». Зачем это потребовалось и что дает компании?

Р.Т.: — К получению рейтинга нас прежде всего подтолкнули новые условия Московской биржи, постоянным эмитентом которой мы являемся. Сейчас наличие рейтинга носит рекомендательный характер, но мы ожидаем, что в любой момент условие может стать обязательным. К тому же иметь рейтинг — хороший тон для публичной компании, коей мы являемся и планируем оставаться. Стоит добавить, что рейтинг присвоен на уровне ruBB с позитивным прогнозом. Это достойный показатель не только для небольшой развивающейся компании, которой является «МСБ-Лизинг» сегодня, но и для предприятия федерального уровня.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Инвестпроекты
Ростовская лизинговая компания «МСБ-Лизинг» размещает облигационный заем на Московской бирже. Это редкий случай, когда региональная компания, не входящая в банковскую группу, решается на такой шаг.
Практика бизнеса
«У нас бутиковый формат работы»
Ростовский производитель снеков ООО «Трейдберри» (торговая марка «Вкусы мира») размещает облигационный заем объемом до 10 млрд рублей на Московской бирже. Другая компания из сферы малого и среднего бизнеса — «МСБ-Лизинг» — успешно завершила размещение первого транша из общей программы в 1 млрд рублей.
Практика бизнеса
«У нас бутиковый формат работы»
Новые возможности для малого и среднего бизнеса на одноименной конференции, организованной «Городом N», обсудили предприниматели и банкиры на прошлой неделе. Своим опытом развития бизнеса, сотрудничества с сетями и выпуска облигаций поделились известные в Ростове компании.
Кредиты, займы
«У нас бутиковый формат работы»
Сооснователь и GR-директор единственной в Ростове краудлендинговой платформы Money Friends Юрий Колесников сообщил, что за время работы платформа организовала более 200 займов от частных инвесторов малому и микробизнесу. Ставка годовых здесь доходит до 29% при максимальном рисковом рейтинге. Пока всего два заемщика Money Friends, по словам ее основателя, объявили дефолт.
Просмотров: 7742

Справка

«МСБ-Лизинг»

Компания «МСБ-Лизинг» основана в 2004 году. Это универсальная лизинговая компания для малого и среднего бизнеса. Головной офис располагается в Ростове-на-Дону. Основная география деятельности: ЮФО и европейская часть России. Клиентами компании стали более 2 тысяч организаций. «МСБ-лизинг» — постоянный эмитент на Московской бирже. Реализовано четыре облигационных выпуска на общую сумму 550 млн рублей. В октябре 2021 г. стартует очередной, V выпуск объемом 250 млн руб. Все привлеченные средства направляются на финансирование лизинговых сделок. По данным «СПАРК-Интерфакса», бенефициар — Тимур Викторович Ксенз. Объем лизингового портфеля — более 1,5 млрд руб. Выручка за 2020 г. составила 712 млн руб. (-1,1% к 2019 г.), чистая прибыль — 11,9 млн руб. (+5,3% к 2019 г.).

Роман Трубачев

Роман Владимирович Трубачев родился в городе Таганроге Ростовской области. Образование: магистратура ЮФУ (юрист в финансовой сфере), РГЭУ (РИНХ) (математические методы в исследовании экономики), финансовый университет при Правительстве РФ (независимый директор), квалификационный аттестат ФСФР России 1.0. 17 лет работает на финансовом рынке в сегменте финансирования малого и среднего бизнеса. Квалифицированный участник рынка ценных бумаг. Член Ассоциации владельцев облигаций и независимых директоров. С 2011 является генеральным директором ООО «МСБ-Лизинг». С 2018-го — управляющий партнер инвестиционной (краудлендинговой) платформы Money Friends. Женат, двое детей. Хобби: путешествия и автомобили.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лизинг
За шесть лет со дня своего создания ООО «СП Арпачинское», расположенное в Багаевском районе, стало одним из крупнейших региональных производителей — поставщиков овощей и производителей овощных консервов. В начале следующего года компания рассчитывает увеличить объемы производства в два раза за счет начала выпуска овощных салатов в вакуумной упаковке. Приобрести необходимое оборудование производитель планирует в лизинг, переговоры об этом компания ведет со Сбербанком.
Лизинг
Совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин опубликовал в соцсетях пост под заголовком «“Росагролизинг” банкрот?». Из материала следует, что госкомпания задолжала заводу 1,5 млрд рублей и вообще перестала закупать его сельхозтехнику. В «Росагролизинге» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Лизинг
ООО «Новоивановское» является одним из крупнейших сельхозпредприятий Новопокровского района Краснодарского края. При численности работающих немногим более 90 человек общая площадь земельных угодий составляет более 6500 гектаров: основная их часть отведена под озимую пшеницу, подсолнечник, кукурузу и сахарную свеклу. По итогам 2014 года компания зафиксировала повышение эффективности сбора урожая: как сообщило руководство «Новоивановское», основным фактором успеха стало обновление основных средств с помощью инвестиций лизинговой компании «Сименс Финанс». Приобретенная техника помогла повысить уровень обслуживания имеющегося хозяйства — вовремя и качественно производить обработку почвы, вносить удобрения, производить культивацию.
Лизинг
«У нас бутиковый формат работы»
Стоимость лизинга с начала года выросла на 2–3%, а средние сроки сделок начали сокращаться с 3 до 1,5–2 лет.