Лизинг в норме
Областной рынок лизинга, как и федеральный, переживает стадию умеренного роста.
Стоимость финансовой аренды выросла в этом году на 0,5–1,5 п.п., базовые требования к лизингополучателям остаются неизменными. К концу года ожидается прирост по показателю нового бизнеса на уровне 15%. Ситуация на рынке лизинга Ростовской области соответствует федеральным тенденциям. Так, по оценкам экспертного агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2012 года федеральный рынок с учетом показателей крупнейшего игрока, компании «ВЭБ-лизинг», вырос на 34% (новые сделки). Очищенные от влияния «ВЭБ-лизинга» темпы прироста были заметно скромнее — около 10%. За первые 9 месяцев нынешнего года в Ростовской области участники рынка отмечают примерно такую же динамику.
— С начала 2012 года рынок смотрится достаточно стабильно, без существенных колебаний и сильных тенденций к росту, — отмечает генеральный директор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев.
По словам руководителя Южного дивизиона ГК «Интерлизинг» Игоря Тисленко, основной спад на областном рынке лизинга, как и в целом по России, пришелся на конец I квартала 2012 года. Ряд экспертов увязывали это с политической ситуацией в стране. В ожидании правительственных перестановок лизингополучатели приостанавливали инвестпроекты (см. N, № 20 от 29 мая 2012 г.).
— Сегодня некоторые предприятия начали не особенно активный поиск источников финансирования своих потребностей, — говорит Игорь Тисленко. — Оживление на рынке наметилось в начале лета. Скорее всего, пик сделок придется на конец года.
— В условиях слабого экономического роста рынок лизинга, по нашим ожиданиям, покажет за год рост на уровне 10–15%, — добавляет Роман Трубачев. — И то этот рост можно будет охарактеризовать скорее как инфляционный, нежели инвестиционный.
Чередование всплесков и снижения активности, как и рост в диапазоне 10–30%, можно считать вполне нормальной ситуацией для развивающейся отрасли, каковой и является российский лизинг, полагают участники рынка.
— Безусловно, нынешние темпы роста несравнимы с показателями первого полугодия 2011 года, когда сказывался эффект «низкой базы», — говорит директор представительства «CARCADE Лизинг» в Ростове-на-Дону Марина Зарянкина. —
Своеобразную помощь лизингодателям в первом квартале этого года оказали и банковские структуры, сократив объемы выдаваемых кредитов, что подхлестнуло интерес предпринимателей к лизингу как к альтернативе банковскому кредитованию.
Структура спроса для областного рынка лизинга, как и для большинства региональных, остается неизменной: основная доля лизинговых контрактов приходится на сегмент автотранспорта. С начала 2012 года несколько активнее обычного приобретались дорогостоящие легковые автомобили: сказалось предстоявшее с 1 сентября введение утилизационного сбора (см. врез).
В связи с удорожанием фондирования для большинства лизингодателей наблюдается незначительный рост процентных ставок в сравнении с 2011 годом — на уровне 0,5–1,5 п.п. (см. таблицу).
— К началу 2012 года банки увеличили среднерыночную ставку кредитования для лизинговых компаний на 1–2%, — рассказала Марина Зарянкина. — Наиболее крупные заемщики договариваются с банками об индивидуальных условиях финансирования, стараясь удерживать стоимость своих услуг на прежнем уровне.
Как пояснил независимый аналитик Константин Гребенюк, с 1 июля 2012 года вступили в силу изменения в Инструкцию Банка России № 110-И «Об обязательных нормативах банков», обусловившие повышение коэффициента резервирования для таких активов, как кредиты на осуществление инвестиционной деятельности, под которую в соответствии с ФЗ № 39 подпадает и лизинговая деятельность.
В наиболее выгодном положении, по словам самих участников рынка, остаются лизинговые компании с участием государственного капитала, имеющие доступ к сравнительно недорогому финансированию.
Расширяют свое присутствие на рынке финансовой аренды и негосударственные банки: в сентябре РОСБАНК запустил программу «Экспресс-лизинг», рассчитанную на предприятия с выручкой по отчетности до 360 млн рублей. По словам регионального директора Южного филиала РОСБАНКА Евдокии Малогловец, размер удорожания определяется по формуле, учитывающей целый ряд параметров предмета и условий лизинга. Удорожание спецтехники стоимостью в 2 млн рублей при авансовом платеже в 30% и удорожание автомобиля бизнес-класса на тех же условиях примерно одинаковы (разница — около 0,3 п.п.).
С осени прошлого года, когда лизингодатели смягчали требования к потенциальным клиентам — например, в CARCADE были сняты ограничения для перевозчиков и такси, — базовые условия финансовой аренды остаются неизменными. По-прежнему наиболее рискованными считаются сегменты сельскохозяйственной техники, строительно-дорожной техники и специализированного оборудования. Уровень просрочки у опрошенных участников рынка колеблется в пределах 0,8–2%.