Как пандемия повлияла на доходы россиян
На фоне сокращения доходов россияне снижают траты во всех сферах потребления: реже кушают в ресторанах, реже посещают салоны красоты, меньше путешествуют. Данные о падении доходов поступают с разных сторон и в разном виде.
О падении доходов россиян в этом непростом году говорят не только данные Росстата, хотя и они тоже. Согласно официальной статистике, по итогам второго квартала реальные располагаемые доходы россиян снизились на 8%, в третьем квартале снижение составило 5% по сравнению с прошлым годом, когда доходы также сокращались. Сильнее — сразу на 10% — доходы россиян падали только в далеком 1999 году.
На фоне сокращения доходов россияне снижают траты во всех сферах потребления: реже кушают в ресторанах, реже посещают салоны красоты, меньше путешествуют.
Данные о падении доходов поступают с разных сторон и в разном виде. Так, например, из исследования центра «Ромир» следует, что в сентябре текущего года объем свободных денег у домохозяйств снизился на 25% по сравнению с сентябрем прошлого года. Под свободными деньгами в «Ромир» понимают те деньги, которые остаются после покупки продуктов питания, необходимых товаров повседневного спроса, оплаты коммунальных услуг.
Аналитики «СберИндекса» говорят о том, что в октябре потребители стали тратить меньше денег на услуги: снизился спрос на авиабилеты, отели, заведения общественного питания, салоны красоты. Граждане стали экономить даже на еде: в Nielsen говорят о том, что в продуктовой корзине россиян стало больше продуктов низкого ценового сегмента. О том, что клиенты все чаще приобретают товары низкого и среднего ценовых сегментов, продукты под собственными торговыми марками ритейлеров, говорят в Auchan. Опросы показывают, что 30% покупателей в период пандемии стали чаще искать в магазинах товары со скидками.
Еще одним косвенным подтверждением снижения доходов россиян стал рост доли новых клиентов в МФО. Как пишут «Известия» со ссылкой на исследования QIWI и данные крупнейших участников рынка, в период пандемии около трети из всех обратившихся за займом клиентов сделали это впервые. Примерно 20% из числа прошлых клиентов МФО стали занимать «до зарплаты» чаще.
После заметного снижения в период карантинных мероприятий в апреле ниша займов «до зарплаты» демонстрирует восстановление. В разгар пандемии в наиболее выигрышном положении оказались технологичные МФО, выдающие займы онлайн на карту. Во втором квартале они снизили объемы выдачи микрозаймов лишь на 18-20%, в то время как офлайн-сегмент просел более чем на 40%. В августе рынок почти восстановился до январских показателей: населению было выдано около 1,5 млн. микрозаймов, а средний размер микрозайма, констатируют в Национальном бюро кредитных историй, вырос на 5,2% и составил 8,22 тыс. рублей.
Несмотря на то, что в контексте микрозаймов речь идет о небольших суммах, переплата из-за высоких процентов может оказаться весьма чувствительной, отмечают в финмаркете «Юником24». Здесь помогают подобрать наиболее подходящие условия получения микрозайма и потребительского кредита. По данным «Юником24», средняя запрашиваемая сумма росла в острый период кризиса и снизилась в августе – сентябре. Также здесь отмечают осторожность со стороны МФО: суммы выдаваемых займов почти в два раза меньше суммы запрашиваемых. Крупные МФО продолжают улучшение своих портфелей за счет корректировки настроек скоринга.
В бюро кредитных историй «Эквифакс» говорят об ухудшении на фоне пандемии платежной дисциплины заемщиков. В портфеле микрозаймов доля долгов с просрочкой более чем на 90 дней превысила в сентябре 40%. Впрочем, россияне наращивают задолженность не только перед МФО. Снижение платежной дисциплины отмечают поставщики коммунальных услуг: по итогам первого полугодия неоплаченными остались примерно 6,3% квитанций.