Банки и страховые играют в лохотрон
Усилия Центрального банка по защите граждан с низким уровнем финансовой грамотности от нечистых на руку банкиров и страховщиков явно недостаточны. Обман вполне респектабельными на вид банкирами пенсионеров носит масштабный характер.
У нее дрожали губы, во влажных глазах боль смешалась с ужасом. Она протянула договор, на котором красовалось название одной из крупнейших страховых компаний России. Оказывается, 83-летнюю Нину Ивановну накануне пригласили в банк для очередного переоформления вклада в связи с окончанием срока. А во время разговора улыбчивый менеджер предложил «гораздо более выгодный вариант инвестиционного вклада» под 12,5% годовых. Она, конечно, согласилась: вклад, на котором все ее сбережения, лежал в банке уже не первый год, «я им полностью доверяла». Но что-то заставило ее на следующий день рассмотреть новый инвестиционный документ. Почувствовав тревогу, позвала невестку. Оказалось, что в этом договоре страхования жизни банк уже не значился, а страховая компания никаких 12,5% годовых не обещала. В графе «порядок расчета дополнительного инвестиционного дохода» фигурировали формулы, суть которых не поняла не только пенсионерка, но и продвинутая невестка. Единственное, что они там разобрали, это то, что дополнительный инвестиционный доход через три года вполне может получиться и отрицательным. В этом случае страховая компания великодушно обещала приравнять его к 0% годовых. Вишенкой на торте красовался штраф в 100 тыс. рублей за даже самую робкую попытку досрочного расторжения этого трехлетнего договора.
Нина Ивановна — инвалид по сердечным показаниям, за нее было по-настоящему страшно. Но это лирика. Наутро отправилась в банк. После нервных переговоров выяснилось, что банк деньги-то принимает, договоры страхования заключает, но расторгать их не имеет право. Направили в ростовский филиал страховой компании, где также сослались на отсутствие полномочий по возврату денег. Пришлось звонить на горячую линию, где посоветовали прислать в Москву по электронной почте заявление на расторжение договора и ждать в течение 10 дней решения вопроса. И, надо сказать, это большая удача, что никто не пригрозил тем самым штрафом в 100 тыс. рублей. В разговоре со знакомым страховщиком выяснилось, что Центральный банк, заботясь о малограмотных клиентах, ввел так называемый период охлаждения — двухнедельный срок после заключения договора, в течение которого клиент вправе заявить о расторжении без уплаты грабительского штрафа.
— Так что, если бы вы пришли чуть позже, вариантов не было бы, — пояснил мой товарищ-страховщик. — Ждите, думаю, вернут. А вообще это повсеместная практика, когда у банков есть карманные страховые. У менеджеров это в KPI вбито.
В лихие 1990-е в оживленных местах милые девушки предлагали сыграть в лототрон гражданам и гражданкам. Желающим, среди которых и тогда было немало пенсионеров, вначале игры неизменно везло. В конце они неожиданно проигрывали, и выяснялось, что они должны лототронщице немалые деньги. Вокруг собирались мордовороты, требующие отдать долг по-хорошему. Милиция долгое время не могла положить конец этому лохотрону, как его прозвали в народе. Якобы потому, что граждане играли добровольно. Вначале двухтысячных уличные лохотроны в один миг исчезли.
Сегодня в роли милых девушек — улыбчивые банковские клерки, в роли мордоворотов — далекие московские офисы страховых компаний. Новые времена, на дворе 21-й век.