В банках говорят о восстановлении кредитной активности в секторе малого и среднего бизнеса
По данным банков, малое и среднее предпринимательство в Ростовской области практически восстановилось после первой и второй волн коронавируса. Объем кредитования в этом сегменте с начала года заметно вырос у целого ряда игроков рынка финансовых услуг. К наступившей третьей волне бизнес подготовился, усилив онлайн-составляющую: запускать сейчас офлайновые проекты большинство считает достаточно рискованным.
Банки сообщают о разной динамике роста кредитования МСП. По словам заместителя директора территориального офиса РОСБАНКА в Ростове Олеси Алферовой, в первом квартале нынешнего года объем кредитования банком клиентов из этого сегмента вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года незначительно — с 29,6 млн до 31,8 млн рублей (около 7,5%). В пресс-службе донского филиала банка «Открытие» N сообщили о росте этого показателя за первое полугодие на 27% по сравнению с январем — июнем 2020-го. Управляющий ростовским отделением Сбербанка Руслан Салимов заявил, что в первой половине нынешнего года и объем кредитного портфеля бизнес-клиентов банка, и сумма выданных им кредитов выросли на 17% — до 150,6 млрд и 96,2 млрд рублей соответственно.
Представители банков говорят, что эта динамика свидетельствует о восстановлении предпринимательства после коронокризиса, несмотря на ожидания возможной третьей волны.
— Прошлый год какие-то сферы перенесли с меньшими потерями, другим он дался с трудом, — говорит Олеся Алферова. — Проще всего этот период прошли компании, которые давно на рынке и пережили еще кризисы 2008-2014 годов. Они быстрее смогли адаптироваться, имея больше запасов, меньше задолженностей и, учитывая опыт, выстроили более гибкие схемы взаимодействия с сотрудниками.
В числе активно восстанавливающихся отраслей экономики ЮФО г-жа Алферова называет сферу услуг, курортный бизнес и АПК. Компании, связанные с экспортно-импортными операциями, арендным бизнесом и производством сейчас переживают не лучшие времена, им требуется финансовая поддержка, говорит эксперт.
По словам директора Райффайзенбанка в Ростовской области Натальи Рогачевой, 90% предприятий малого бизнеса сумели восстановить или возобновить свою деятельность и вернулись в стандартные графики платежей по кредитам. Кризис сильнее всего ощутили представители туризма, индустрий развлечений, красоты и здоровья, общепит. В некоторых из этих сегментов до сих пор действуют ограничения, соответственно, им восстанавливаться сложнее.
— В конце марта прошлого года 73% предпринимателей отмечали, что нуждаются в господдержке, — рассказывает Руслан Салимов. — В прошлом году только в Ростовской области банк поддержал около 5 тыс. клиентов, реализовав льготные кредиты на выплату заработной платы под 0% и 2% на 7,5 млрд рублей. Успешно выполнили условия программы 98% клиентов, они сохранили рабочие места сотрудникам и свой бизнес.
По данным Райффайзенбанка, федеральными или региональными мерами поддержки предпринимательства воспользовались в пиковые месяцы коронокризиса около 20% респондентов проведенного банком опроса. Около 30% получить ее не смогли, поскольку не отвечали условиям соответствующих программ или работали в отраслях, не включенных правительством в перечень пострадавших. Остальные не обращались за поддержкой к государству.
— Самыми популярными продуктами из государственного пакета поддержки для бизнеса стали отсрочка по налогам, кредитные каникулы и займы на восстановление деятельности после карантина, — объясняет Наталья Рогачева. — Подавляющее большинство компаний довольно быстро вернулись к привычному графику платежей после отсрочки. Значительные проблемы с платежами возникли меньше чем у 10% предпринимателей.
По словам Олеси Алферовой, 55% заемщиков, которые воспользовались реструктуризацией, прибегли к правительственной программе, запущенной в рамках ФЗ-106 (к ним прибегли около 20% всех МСП из числа клиентов РОСБАНКА), остальные 45% провели реструктуризацию кредитов по собственным программам банков. Реструктуризация оказалась самой популярной мерой, добавляет г-жа Алферова. Проведенное в мае исследование показало, что около 60% всех заемщиков, прошедших реструктуризацию, уже погасили свою задолженность.
Повышенным спросом пользовались кредиты в рамках постановления № 696, которые выдавались под 2% годовых при соблюдении заемщиком определенных условий.
— Многие компании были вынуждены переквалифицироваться на онлайн-продажи и доставку, — рассказывает Руслан Салимов. — Поэтому помимо традиционных банковских сервисов предпринимателям все чаще были нужны решения, упрощающие работу и помогающие сэкономить.
По словам представителя банка, самыми востребованными продуктами экосистемы «Сбера» для бизнеса в 2021 году стали сервисы по доставке посылок, система телемедицины, консалтинг в сфере цифровизации, подбор страховых программ, платформа для запуска и ведения рекламных кампаний в интернете и др.
— Малый бизнес начал активнее налаживать онлайн-продажи, для которых нужен сервис бесконтактной оплаты, — добавляет Наталья Рогачева. — Предприниматели стали обращать внимание на сервис приема платежей через СБП по QR-коду. Для таких оплат требуется только приложение банка и планшет или смартфон, на котором оно установлено. С помощью кода оплату можно принимать и на сайте. Так бизнес экономит на эквайринге и обслуживании оборудования.
Взаимодействие с банками бизнес тоже в значительной степени перенес в онлайн-каналы. По данным Руслана Салимова, дистанционное обслуживание предпочитают 57 тыс. (70%) корпоративных клиентов Сбербанка в Ростовской области, 50% оборотных кредитов одобряются с использованием технологий искусственного интеллекта, а доля заявок на кредиты, поданных через цифровые каналы обслуживания, составляет около 95%.
В преддверии возможных последствий третьей волны ковида предприниматели с опасением относятся к запуску проектов в офлайне. Опрос, проведенный Райффазенбанком, показал, что бизнес опасается нового локдауна, роста цен и падения потребительского спроса. В этих условиях только 27% респондентов считают возможным запуск офлайн-проектов в ближайшие 1-2 месяца, 20% предпочли бы отложить его на полгода, 30% — на год и больше. При этом 24% говорят, что лучше обратить внимание на онлайн.