Рыбка ищет, где лучше
Улучшение финансовой ситуации у ряда крупных заемщиков затормозило рост кредитных ставок. Набирает обороты практика рефинансирования. Проверенным заемщикам удается кредитоваться дешевле.
В 2012 году корпоративные кредиты в Ростовской области подорожали на 0,6–1,4% годовых. Однако их стоимость, согласно статистике ГУ ЦБ по Ростовской области, ниже, чем в 2010 году. Тон в ценовой конкуренции задают банки с государственным участием. Клиентам нравится, что за них борются, однако условия кредитования подходят все еще далеко не всем. Кризис заставил не только банки, но и компании более тщательно взвешивать риски. Оживление в экономике повысило интерес к кредитованию. Однако занимать под любые проценты многие уже не готовы.
— Мы все чаще получаем предложения от банков, — говорит директор АПО «ХозяинЪ» (производство плодоовощных консервов) Андрей Волков. — Однако еще не встретили условий кредитования, которые были бы удобны. Для такой компании, как наша, с длительным циклом производства и реализации продуктов, ставка кредита значительно выше, чем для торговых предприятий.
По наблюдениям N, компаний, которые в развитии опираются на прибыль и другие собственные средства, очень много. В минувшем году, по данным Ростовстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) крупных и средних компаний Ростовской области вырос на 20%, достигнув 46,1 млрд рублей. Меньше всего убыточных компаний оказалось в торговле (14,5%) и сельском хозяйстве (13,5%), а больше всего — в сфере распределения энергии, газа и воды (почти 40%).
О некотором улучшении ситуации с корпоративными финансами помимо роста прибыли свидетельствует и рост остатков на банковских счетах компаний Ростовской области. В 2012 году они выросли на 17%, в то время как год назад была небольшая отрицательная динамика.
Помогли высокие цены на урожай, а также стабильный госзаказ, который выполняет ряд крупных предприятий: НЭВЗ, «Роствертол» и т. д.
Это затормозило наметившийся в конце 2011 года и развивавшийся до середины прошлого года рост кредитных ставок. Крупные и надежные заемщики стали менее активно выбирать объемы в рамках уже одобренных кредитных линий. При этом планы увеличения кредитного портфеля у многих банков были и остаются амбициозными.
Началась активная работа локтями. Четвертый по масштабам бизнеса на рынке Ростовской области, банк ВТБ рефинансировал в прошлом году кредиты сразу нескольких крупных заемщиков.
— Банк заключил ряд кредитных сделок с такими ведущими компаниями, как «Красный котельщик» и «ЭМАльянс», НИИПАВ, «Роствертол», «ЛЕМАКС», Новочеркасский электровозостроительный завод, «ТрансМашХолдинг», — сообщил на пресс-конференции по итогам 2012 года управляющий ростовского филиала ВТБ Юрий Авдеев.
В результате портфель филиала вырос на 43%, что позволило ему второй год подряд попасть в десятку банков с наибольшим приростом портфеля в абсолютном выражении (см. таблицу 1). В этой десятке в основном банки, которые, как правило, ведут борьбу за крупных клиентов.
— На текущий момент рефинансирование — это один из основных способов наращивания портфеля. Как правило, крупнейшие клиенты уже где-то кредитуются. Изъять из оборота всю сумму и самостоятельно погасить кредиты (в основном инвестиционные) технологически невозможно для предприятия, поэтому рефинансирование — реально работающий инструмент для смены кредитора, — считает управляющий Ростовским филиалом НОМОС-БАНКа Игорь Нестеров.
— В 2012 году нами активно использовались инструменты прямого рефинансирования либо замещения ссудной задолженности других банков на более выгодных для заемщика условиях, — рассказывает управляющий ростовским филиалом РосЕвроБанка Сергей Свириденко. — Данный инструмент позволил привлечь на комплексное обслуживание новых качественных заемщиков. Планы ЦБ по либерализации требований к формированию резервов по рефинансируемым сделкам, с одной стороны, позволят нам расширить объемы таких операций, а с другой — повысят и без того высокий уровень конкуренции среди кредитных организаций.
Ужесточение конкурентной борьбы и ограниченный спрос привели, по наблюдениям N, к замедлению роста ставок.
По итогам 2012 года они хотя и выросли на 0,6–1,4% годовых, но остались в большинстве на уровне ниже 2010 года (см. таблицу 2).
Оговоримся, что на средние показатели серьезно влияют ставки для крупных клиентов. Стоимость денег для малого бизнеса может быть выше на 5–10% годовых.
Финансовый директор ООО «Прод-Торг» (компания «ВЕК») Ольга Зеленская отмечает, что в начале этого года ставки по новым кредитам, которые банки предлагают компании, на 1–2% годовых ниже, чем в прошлом году.
Член правления ВТБ Чаба Зентаи, выступая недавно перед журналистами, обратил внимание, что за последние полгода ставки снизились на 0,4% годовых. К концу года, по его мнению, они снизятся еще на 0,4–0,5% годовых.
Очевидно, что инициаторами понижения могут стать банки с госучастием, перед которыми такую задачу ставит правительство.
Директор Ростовского филиала Банка Москвы Анна Штабнова считает, что передел рынка корпоративного кредитования в пользу госбанков уже идет.
Проблема размещения стоит перед банками довольно остро. Экономика уже не растет столь спекулятивно, как раньше. Принцип «если не знаешь куда вложить деньги, вложи в недвижимость» устарел. Достаточно заглянуть сегодня в картотеку Высшего арбитражного суда, чтобы это понять.
— У нас нет ни одной профессиональной строительной компании, — сетует в частном разговоре руководитель отделения крупного банка. — Я давно уже хочу привести сюда хорошего оператора, который смог бы дать рынку недорогое жилье.
Нужны люди со свежим взглядом, считает банкир.
Аналитики дружно отмечают, что спрос в экономике примерно соответствует предложению и для дальнейшего роста компаниям требуется серьезно работать с затратами, бороться за потребителя.
Приходится делать это и банкам. Плотность покрытия Ростовской области банковскими офисами продолжала увеличиваться в 2012 году. Было открыто 73 новых, и теперь общее число — 1073 офиса.
В минувшем году впервые за много лет производство электроэнергии, газа и воды в области, согласно Ростовстату, снизилось — на 4,5%. Стремление бизнеса экономить очевидно, а вот продукты, направленные на решение этой задачи, продвигают пока единицы банков.