«Производство развивается во всех сегментах — от небольших компаний до корпоративных гигантов»
Наталья Рогачева, директор сети отделений Райффайзенбанка по Ростовской области, отмечает активизацию заемщиков сферы АПК, торговцев бытовой техникой, автомобилями. Футбольный мундиаль дал толчок кредитованию малого и среднего бизнеса. По ее мнению, конъюнктура рынка благоприятствует покупкам коммерческой недвижимости. Объем выданных банком гарантий в Ростовской области вырос в шесть раз.
— Ядро нашей клиентской базы в Ростовской области — это производственные предприятия и компании из различных сфер услуг и сервиса. Производство развивается во всех сегментах — от небольших компаний до корпоративных гигантов. Наши клиенты занимаются продуктами питания, выпускают узкоспециализированное оборудование для промышленности, работают в АПК. В первом полугодии одному из заметных производителей продуктов питания мы выдали кредит по программе субсидирования Минсельхоза — клиент занял средства на строительство новых складских помещений. Также мы видим, что отрасли, больше всего испытавшие на себе кризисные явления 2014-2015 гг., сегодня чувствуют себя уверенно. Это компании, которые занимаются продажами бытовой техники и электроники, импортеры, производители и ретейл предметов роскоши. Очень показательна автомобильная отрасль. Некоторые иностранные автоконцерны углубляют производство в России и увеличивают степень локализации. В результате растет предложение на рынке, и, как следствие, развиваются дилерские центры. Им становятся более интересны большие лимиты на пополнение оборотных средств, а также инвестиционные деньги на расширение. В сегменте малого бизнеса я бы выделила два тренда шести месяцев. В первом полугодии Ростов-на-Дону и наши клиенты жили чемпионатом мира по футболу. Многие заявки на кредитование были связаны именно с этим событием. Часть клиентов пытались вскочить в уходящий поезд и за несколько месяцев до старта мундиаля оперативно готовили свой бизнес, другие завершали проекты, задуманные к чемпионату, и, понимая, что взятых сумм не хватает, обращались в банк за дофинансированием. Вторая особенность — это востребованность коммерческой ипотеки. Конъектура рынка все еще очень благоприятна для операций с недвижимостью. Цена квадратного метра и ставки по кредитам заставили предпринимателей задуматься о приобретении в собственность арендных помещений или расширении. Одной из самых крупных сделок полугодия для Райффайзенбанка как раз стало рефинансирование кредита для игрока на рынке сдачи недвижимости в аренду. Что касается среднего (годовая выручка от 500 млн до 5 млрд рублей) и крупного (годовая выручка свыше 5 млрд рублей) бизнесов, в прошлом году мы пересмотрели наш портфель, который отличается высоким качеством и эффективностью. Мы активно развиваем сотрудничество с данными сегментами, что позволило нам за полгода увеличить клиентскую базу в два раза, укрепить и расширить сотрудничество с действующими клиентами. В последнее время мы заметили, что клиенты, в первую очередь крупные игроки, для которых стабильность стоит на первом месте, все больше обращают внимание на банки с иностранным капиталом.
В первом полугодии мы увеличили объем выданных гарантий в Ростовской области в шесть раз. Традиционно в первом квартале предприятия, работающие по тендерным процедурам, формируют контрактную базу. Чтобы участвовать в крупных закупках и увеличить свои шансы на победу, компании обращаются за банковскими гарантиями.
Этот финансовый инструмент востребован аграриями. Совсем скоро начнется посевная кампания и цены будут расти, поэтому представители отрасли стараются максимально подготовиться к сезону и осуществить необходимые закупки в первом полугодии. Для этого они часто прибегают к гарантиям исполнения контракта.
Еще одна категория клиентов, интересующихся этим продуктом, — компании, занятые в строительстве, ремонте и обслуживании автодорог и транспортной инфраструктуры. Пик их активности приходится на холодное время года, когда и происходит основная выборка. Но лимиты одобряются в первом полугодии.