Факторинг роста
Рынок факторинга растет на фоне удорожания кредитов и замедления платежей.
Пока на федеральном рынке факторинга устанавливаются мировые рекорды по объемам сделок, областной рынок приращивает клиентскую базу за счет компаний малого и среднего бизнеса. По оценкам собеседников N, спрос на факторинговые услуги продолжает расти.
— За последние 2 года спрос вырос примерно на 60%, — оценивает начальник управления факторинга банка «ГЛОБЭКС» Роман Каблов. — Для этого рынка характерны сезонные колебания: в начале года всегда наблюдается спад, во втором квартале рынок обычно пребывает в состоянии стагнации, и только в III и IV кварталах мы традиционно наблюдаем существенный всплеск спроса на факторинговые услуги.
Региональный рынок факторинга можно охарактеризовать как активно развивающийся, уверен региональный директор ОО «Ростовский» Южного филиала Промсвязьбанка Игорь Иванов.
— Динамика спроса на услуги факторинга в Ростовской области растет преимущественно среди предприятий торговли, производителей продуктов питания и поставщиков крупных федеральных компаний, — рассказал Игорь Иванов. — Тенденция к специализации в 2013 году продолжилась, факторы определяют для себя рыночные ниши, в которых они наиболее сильны: одни концентрируются на крупном бизнесе, другие на малом и среднем. Это поможет региональному рынку факторинга максимально охватить все сегменты и сферы деятельности компаний. По нашим прогнозам, основными драйверами роста объемов регионального рынка станут сделки с крупными клиентами. Но клиентская база будет расти преимущественно за счет малого и среднего бизнеса.
Небывалые по объемам сделки уже заключаются на федеральном рынке факторинга. Так, новостью минувшей недели стала крупнейшая в истории мирового факторинга сделка между «Газпром энергохолдингом» и «ВТБ Факторингом» объемом в 13 миллиардов рублей. Предмет сделки — задолженность ОАО «Интер РАО ЕЭС» перед ЗАО «Межрегионэнергострой» (группа «Газпром»), которая была сформирована в результате реализации «Межрегионэнергостроем» проекта строительства второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 и последующей передачи этого объекта «Интер РАО ЕЭС».
Традиционно VIP-клиентами факторов считаются сетевые ритейлоры.
— Для работы с сетью, как правило, необходим меньший пакет документов, срок рассмотрения документов клиента и дебитора при этом минимальный, — говорит Игорь Иванов. — Кроме того, используются упрощенный режим документооборота (допускается финансирование по сканам товарных накладных, частичная верификация поставок) и неограниченные лимиты финансирования. Основными преимуществами сетевых дебиторов являются прозрачный бизнес покупателя, масштабность сетевого бизнеса, сильные позиции на рынке. Также товары массового спроса меньше подвержены кризисам. Кроме того, крупные сети, как правило, публичные компании, а значит, существует низкая вероятность неплатежей и банкротства.
Было принято считать, что и к компании малого бизнеса (МБ) у фактора возникает интерес только в том случае, если эта компания сотрудничает с крупным ритейлором. Однако в последнее время ситуация начала меняться.
— Это было актуально года два назад, — поясняет Роман Каблов. — Сейчас клиент фактора, представляющий МБ, не обязательно поставщик сетей.
Чтобы заинтересовать фактора, компания, разумеется, должна работать с дебитором на условиях отсрочки платежа, при этом история сотрудничества с дебитором должна быть положительная. Лимит услуги устанавливается исходя из нескольких составляющих, одним из которых является уровень ежемесячного оборота (последний критерий у каждого фактора разный).
— За 2013-й и начало 2014 года среди компаний, проявляющих интерес к факторингу, стало значительно больше предприятий МСБ, — отмечает Игорь Иванов. — По данным АФК, доля Промсвязьбанка среди российских факторов по обороту в сегменте МСБ по итогам 2013 года составила 22%.
Факторы заявляют, что готовы участвовать в реализации сложных факторинговых сделок и в нестандартных проектах.
Собеседники N уверены, что рынок факторинга продолжит расти. Основная предпосылка роста — замедление платежей в связи с обострением геополитической обстановки и экономической ситуацией в стране (факторинг будет использоваться бизнесом как инструмент для оперативного пополнения оборотных средств).
— Первый квартал 2014 года показал, что в условиях сокращающегося предложения традиционного кредитования со стороны банковской системы факторинг для многих клиентов становится практически единственной возможностью пополнения оборотного капитала, — рассуждает Игорь Иванов. — При факторинге не требуется залог, финансирование предоставляется в первую очередь с учетом платежеспособности дебитора (должника). При кредитовании же заемные средства оседают в дебиторской задолженности или могут обесцениться на банковском счете. Тогда как средства, полученные по факторингу, всегда находятся в обороте и приносят прибыль. Факторинг также позволяет без увеличения пассивов нарастить выручку в несколько раз и получить дополнительные услуги, такие как сбор и управление дебиторской задолженностью.
В течение 2013 года стоимость факторинга не менялась, но со второго квартала 2014 года в связи с общим ухудшением экономической ситуации ставки за факторинговое обслуживание несколько повысились (см. «Круглый стол»). Сейчас средние ставки составляют от 14% по регрессному и безрегрессному факторингу.
Факторинг удобен, когда у контрагента нет возможности сразу оплатить товар
АРТЕМ ЕКУШЕВСКИЙ, генеральный директор ГК «Белый двор»:
— Факторинг весьма удобен в ситуациях, когда у контрагента нет возможности сразу оплатить товар, факторинговые компании решают эту проблему. На услуги факторинга мы тратим примерно 5% от всего объема продаж. Уровень цен на эти услуги, как и цены на другие кредитные продукты, в последнее время немного повысился.
Предложения некоторых факторинговых компаний сегодня несколько дороже кредитных продуктов, например овердрафта.
«Стоимость факторинговых услуг превышает среднюю стоимость банковских кредитов»
КСЕНИЯ ДЕГТЯРЕВА, заместитель директора ООО «Донской консервный завод» (входит в ФГ «ХозяинЪ»):
— Услугой факторинга мы периодически пользуемся. В среднем наши затраты на факторинг составляют не более 10% от годовой выручки компании. В нынешнем году условия немного ухудшились в связи с повышением ставок. Сегодня стоимость факторинговых услуг превышает среднюю стоимость банковских кредитов примерно на 5–6%, поэтому кредитование нам интереснее. Факторинг наиболее актуален для предприятий с коротким производственным циклом. Мы не входим в их число.