В случае блокировки счета надо доказывать свою непричастность
Начавшийся на прошлой неделе в России четвертый раунд взаимных оценок FATF (международная организация, противодействующая отмыванию преступных доходов), а точнее подготовка к нему повлияла и на донской бизнес. Как говорят ростовские аудиторы, проблема блокировки банками счетов клиентов приобрела угрожающие масштабы (об этом N писал в прошлом номере). Если эта беда случилась с предприятием, специалисты рекомендуют активно защищать свои права.
При блокировке счета аудиторы рекомендуют уточнить причину, вызвавшую подозрение, и предоставить в банк документы в подтверждение своей благонадежности: налоговую отчетность, договоры и копии платежных поручений или чеков, подтверждающих легальность происхождения денег.
— Закон дает кредитной организации срок от 10 до 30 рабочих дней на проверку полученных документов, — объяснила исполнительный директор ООО «Премьер-Аудит» Виктория Кострова. — Если не было выдано официальное уведомление об отказе в обслуживании, срок проверки может затянуться до максимально допустимых 30 дней.
— Руководителю компании желательно лично посетить банк для беседы, — советует гендиректор ООО «Денисов-Аудит» Антон Денисов. — Этот маневр необходим, чтобы у банковских сотрудников сформировалось положительное впечатление о вас и вашей компании. Если банк остался непреклонен, следует подать документы в Межведомственную комиссию ЦБ РФ. При правильном оформлении заявления и пакета документа результат по обращению будет известен через 20 дней. Этот срок значительно короче, чем в случае обращения в суд.
Если решение комиссии окажется в пользу клиента — банк обяжут возобновить обслуживание.
— При этом внешне все выглядит просто, но в процессе, как обычно, возникает много подводных камней, — замечает г-н Денисов. — Так, Центробанк может оставить жалобу без движения, если она не соответствует всем описанным в Указании № 4760 от 30 марта 2018 г. требованиям. При этом ответа, что заявление не принято, не поступает. Предприниматель просто теряет время.
В среднем время от заморозки до разблокировки счета составляет около полутора месяцев.
Если клиент считает себя полностью невиновным в нарушении законодательства, Виктория Кострова рекомендует сначала обратиться с письменным требованием разъяснений и снятия блокировки счета в банк. К сожалению, практика такова, что именно на клиента банка возлагается обязанность доказать свою непричастность перед законом.
— Для начала необходимо внимательно изучить свой экземпляр договора РКО, — поясняет г-жа Кострова. — Содержится ли в нем пункт, прямо позволяющий банку ограничивать или приостанавливать деятельность по счету при выявлении признаков сомнительных операций. Если такой пункт есть, нужно уточнить, обязан ли банк предварительно делать запрос уточняющих сведений. После чего, ссылаясь на этот пункт договора, необходимо составить письменное обращение, указав в нем, что сомнительных сделок за весь период работы с банком не проводилось, запросов банка по раскрытию какой-либо информации в адрес клиента не поступало, либо все требуемые документы были предоставлены, при открытии счета банку был предоставлен полный комплект документации. Также необходимо в обращении сослаться на нарушение нескольких статей ГК РФ и Закона № 115-ФЗ. Завершить обращение следует просьбой решить проблему по приостановлению операций, а также помочь с составлением дополнительного обращения, адресованного ЦБ РФ.
Виктория Кострова обращает внимание на то, что банки тоже находятся в незавидном положении, разрываясь между необходимостью соблюсти требования ЦБ и удержать клиента, поэтому готовность клиента отстаивать свою правоту косвенно является подтверждением того, что блокировка счета произведена безосновательно.
Антон Денисов напоминает, что можно обратиться в суд сразу, миновав досудебный порядок.
Эксперты подчеркивают, что требования Закона № 115-ФЗ дают банкам практически неограниченное право распоряжаться доступом клиента к собственному счету. Пользуясь этим, отдельные кредитные учреждения, ссылаясь на якобы требования закона, выдвигают клиентам дополнительные, не имеющие под собой законного основания требования (повысить обороты по счету, блокируют платежи в адрес ИП, повышают комиссии для клиентов, угодивших в черный список, и др.).
— Если клиент столкнулся с такими злоупотреблениями со стороны банков, он вправе обжаловать их действия, обратившись в Росфинмониторинг с заявлением об исключении из списка, — советует г-жа Кострова. — В течение 10 рабочих дней будет вынесено решение. При несогласии с ним клиент может обжаловать его в Межведомственной комиссии.